Классический русский иконостас состоит из 3-5 рядов. Однако бывало и такое, что создавались иконостасы с шестым или с седьмым рядом. И даже со своеобразным «нулевым» (рядом, расположенным под первым).
Ранее на нашем сайте были публикации:
Подробнее смотрите по ссылкам.
Каждый ряд (или чин) иконостаса имеет свое значение и содержит иконы определенного типа.
В целом весь иконостас сохраняет определенную логику. Иконы в нем расположены не в случайном порядке, а в соответствии с выдержанной главной богословской идеей, характерной для православных традиций.
Иконостасы, включающие в себя шестой и седьмой ряд – встречались в православных церквях не часто. Тем не менее и такие варианты имели место быть.
В этой статье мы расскажем о том, когда появились 6 и 7 ряд, чем они отличались, какие иконы в них содержались.
А заказать иконостас любой сложности, любых размеров и с любым количеством рядов вы всегда можете в нашей компании! Выполняем работы быстро и качественно. Поставляем товар по всей России.
Иконостасы в истории православной церкви достигли своих максимальных размеров в эпоху расцвета Нарышкинского стиля, в конце 17 века (подробнее о нем мы писали в отдельной публикации).
Иконостасы в те времена вытягивались в высоту вплоть до свода церкви. Они удивляли своей красотой и изысканностью резного декора, величием, убранством.
Какие иконы включали шестой и седьмой ряд?
6 ряд –Страсти апостольские. Он содержал иконы с изображениями мученической кончины 12 апостолов.
7 ряд – Страсти христовы. Этот ряд включал сюжеты с осуждением и распятием Христа.
Считается, что эти ряды появились под влиянием украинского искусства. В целом иконостасы тех времен были похожи на те, что были распространены на Украине в 17 веке.
Очень редко встречались еще и восьми, девяти ярусные иконостасы. Лишь один такой сохранился в московской церкви Троицы в Останкине.
В те же времена, в конце 17 века, появился еще один ряд. Он располагался под местным, у самого пола.
Это дополнение считают самым необычным для православной церкви. Ведь здесь изображались дохристианские философы, которые были язычниками (например, Сократа, Платона, Вергилия). К лику святых они не причислялись, да и к церкви имели отношение лишь косвенное. Предполагалось, что они стремились к познанию Бога и в какой-то степени предсказывали появление Христа. Хотя прямо речи об этом ни в одном творении античных философов не идет.
В том же ряду могли изображаться сивиллы. Сивиллы – это античные пророчицы, прорицательницы. Якобы и им могли принадлежать изречения о скором появлении Христа.
Однако, вероятнее всего, это было всего лишь фантазией художников и архитекторов конца 18 века, активно заимствовавших веяния запада.
Иконостасы, которые появились позже, в 18 веке, существенно поменяли свои формы. Ряды не соблюдались. Сами иконостасы могли выглядеть, как триумфальные арки.
Позднее классическая пяти ярусная конструкция иконостаса вернулась, но 6 и 7 ряды уже практически не появлялись. Что обусловлено высокой сложностью создания столь высокого и подробного иконостаса. В прошлом остался и нулевой ряд, совсем уж выбивавшийся из привычной православной концепции.
Считается, что самый высокий иконостас России, созданный из дерева, находится в Успенском соборе рязанского Кремля. Это как раз произведение эпохи «нарышкинского» барокко.
Иконостас 17 века сохранился до наших дней неизменным. Его высота 27 метров. Он впечатляет красивой резьбой и размерами.
Этот иконостас включает в себя 6-й и 7-й ряды. В некоторых источниках данный иконостас называют восьми ярусным, поскольку он содержит Распятие с предстоящими, венчающее изделие.
Купить иконостас любой сложности вы можете у нас.
Быстрое изготовление, высокое качество, красивый резной декор.
Более подробная информация – на главной странице сайта.
Если у вас останутся вопросы – вы всегда можете задать их нашим специалистам. Звоните, пишите! Мы на связи!