В этой статье мы расскажем о том, почему так называют данный ряд иконостасов. Чем он отличается, какие иконы включает, когда появился и какой смысл церковь вкладывает в ветхозаветный пророческий чин традиционного православного иконостаса.
Ранее у нас на сайте уже были статьи:
Подробнее смотрите по ссылкам.
В классическом православном иконостасе четвертый ряд чаще всего называется Пророческий. И здесь находятся иконы ветхозаветных пророков.
Появился четвертый пророческий ряд примерно в начале 15 века, когда в православии стал пользоваться особой популярностью «высокий иконостас», пришедший на смену иконостасам средним и малым, включающим 2-3 ряда.
Историки считают, что впервые пророческий ряд появился на многоярусном иконостасе Успенского собора города Владимира (в начале 15 века). Предполагается, что иконы для этого ряда были написаны Даниилом Черным и Андреем Рублевым, известными иконописцами того времени. Но до наших дней иконостас не сохранился. Однако остались две иконы пророческого ряда.
Примерно в то же время с четвертым пророческим рядом были выполнены иконостас в Успенском соборе в Звенигороде и иконостас в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Этот иконостас – самый древний из сохранившихся и дошедших до наших дней четырехъярусных иконостасов. Дата его создания: 1420-й год. В иконостасе 12 пророков: в центре Богоматерь Знамение, слева от нее Соломон, Исайя, Иеремия, Гедеон Иезекииль, Аввакум, справа – Моисей, Давид, Иоиль, Иона, Иаков, Даниил. Интересно, что в данном иконостасе святые пророки были изображены по двое на каждой иконе.
В следующем дошедшем до наших дней древнейшем иконостасе Успенского собора Большого Тихвинского монастыря изображалось уже 16 пророков.
Далее четырехъярусные иконостасы стали создаваться повсеместно. А вскоре возник еще и 5-й ряд, о котором мы расскажем в одной из следующих публикаций.
В этом ряду представлены иконы всех святых ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророческих изречений.
Пророческий ряд иногда еще называют «Ветхозаветным». Поскольку именно тут находятся иконы ветхозаветных святых (от Моисея до Христа).
В центре всегда находится образ Богородицы, Знамение.
Справа и слева от нее чаще всего расположены пророки Соломон и Давид. Далее идут 4 Великих ветхозаветных пророка (Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил). А за ними 12 Малых пророков (Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия). В некоторых случаях добавляются и другие пророки (от Ноя до Моисея), но чаще всего их помещают в отдельный праотеческий ряд.
Количество пророков может варьироваться, в зависимости от размеров иконостаса и ряда.
На иконах пророческого ряда до 16 века Святые представлялись в поясном варианте (то есть образы по пояс). А после – стали изображаться и в полный рост.
Пророки могут располагаться по одному, по двое, по трое на одной иконе.
Их фигуры чаще будто бы повернуты к центральному образу Богородицы (подобно тому, как на третьем ряду иконостаса деисусные святые изображаются в пол оборота к центральному образу Иисуса Христа). Но если на одной иконе три пророка, то один из них может быть изображен анфас (обычно тот, который в центре).
Иконография образов для четвертого ряда иконостаса предполагает, что пророки на нем представлены со свитками в руках. На свитках – тексты с пророчествами о рождении Спасителя.
Дополнительно в руках ветхозаветных Святых иконописцы могут изображать какие-то атрибуты их пророчеств (например, камень в руке Святого Даниила, руно у Святого Гедеона, серп у Святого Захария и т.д.).
Существуют свои иконографические традиции в изображении каждого из этих Святых. Подробнее рассказывать здесь не будем.
С точки зрения религии появление целого чина ветхозаветных пророков – это свидетельство того, что ветхозаветные пророки сыграли значимую роль в спасении человечества.
Специалисты утверждают, что ряд этот символизирует ту церковь, которая уже получила Закон и возвещала через пророков о скором прихожее Богородицы и Христа.
Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение». Она изображает Богородицу с воздетыми в молении руками и образом Богомладенца на груди (иконографический тип: Оранта).
Заказать иконостас с четвертым пророческим рядом вы можете у нас.
Изготавливаем иконостасы по готовым моделям, либо по вашим эскизам, пожеланиям. Модель в этом случае будет разработана бесплатно.
Гарантируем высокое качество иконостасов, красивый резной декор, быстрые сроки выполнения, полное соответствие ожиданиям заказчика.
Звоните, пишите, оставляйте заявки на сайте. Предоставим подробные консультации и рассчитаем примерную стоимость.