Виды и формы иконостасов тесно связаны с историей. Каждый исторический период привнес свои изменения в классическую конфигурацию. В этой статье мы расскажем о том, как менялись иконостасы, что вносила каждая эпоха, какие варианты известны истории российского иконостаса.
А заказать иконостас любой формы, в любом стиле и в любом исполнении – вы можете у нас!
В древнерусских храмах господствовали византийские обычаи. Первые иконостасы этого периода представляли собой простую одноярусную алтарную преграду.
В некоторых храмах 12 века алтарные преграды были довольно высокими, то точное количество рядов и икон историкам узнать не удалось.
Тем не менее на Руси алтарная преграда чаще была одноярусной. И предназначалась для икон, созданных иконописцами. Храмы на Руси в те времена чаще всего представляли собой деревянные срубы и расписывать стены, как в Византии здесь было просто физически невозможно.
Считается, что первым высоким иконостасом стал иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Именно тогда иконы стали располагаться в 3 ряда (добавился деисусный ряд и праздничный).
В целом в 14 веке иконостасы содержали не менее 7 икон. Состояли из одного, двух, реже трех рядов.
Так формировались классические иконостасы.
Классическими принято считать иконостасы, получившие распространение в 15-17 веках.
Тогда впервые появился 4-х ярусный иконостас. Он был создан для Успенского собора в городе Владимире. Иконостас не сохранился до наших дней полностью, лишь отдельные элементы, которые хранятся в Третьяковской галерее и в Русском музее.
Иконостас включал следующие ряды: местный, деисусный, праздничный и первым примером пророческого чина, включавшим иконы пророков.
Тогда же широкое распространение получили иконостасы с «Царскими вратами».
Иконостасы этого периода называют еще «тябловыми». Это связано с тем, что их важной конструктивной частью была горизонтальная балка, разделявшая ряды икон (такая балка называлась «тябло»).
Эти балки украшались резьбой. Обильно украшались резным орнаментом и Царские врата, и их обрамление.
Иконостасы в 4 и 5 ярусов стали появляться в разных городах и регионах. Эта традиция плотно закрепилась и сохранилась до наших дней.
Так называют иконостасы, появившиеся в 17 веке. В те времена было построено много церквей, соборов, выполненных в новой архитектурной традиции. Что повлекло за собой изменения и в оформлении иконостасов.
Иконостасы оставались преимущественно 5-ти ярусными, но их декор стал более активным, пышным.
Поменялась резьба – в моду вошли ажурные барочные декоративные элементы. Их еще называют флемскими (фламандскими). Это объемный декор с растительными мотивами, с виноградной лозой и другими растениями. Вместо столбиков появились изящные колонны, увитые резным декором в виде лозы и увенчанные капителями.
Иконостасы стали напоминать роскошную позолоченную раму для икон. Поменялась и форма икон. Теперь это не только строгий прямоугольник. Но и круглые, овальные, граненные формы.
Иконостасы стали сравнивать с чудесным райским садом.
В высоких церквях иконостасы вытягивались до самого свода, сужаясь к верху.
Тогда же появились 6 и 7 ряды икон. Известен даже 9-тиярусный иконостас.
Таким образом, к 18-му веку иконостасы достигли своих максимальных размеров. При этом они стали больше напоминать архитектурные сооружения, чем обычные перегородки.
В эту эпоху вносилось немало новшеств, причем довольно радикальных. Особенно в столицах – в Санкт-Петербурге и Москве. В те времена на искусство и архитектуру сильное влияние оказывали западные веяния.
Иконостас Петропавловского собора был выполнен в форме триумфальной арки. Широкий проем Царских врат. Пышная резьба. И минимальное количество икон.
Иконостасы эпохи барокко обязательно оформлялись ордером и резными рамами. Они как будто бы продолжали оформление интерьера.
В моду вошла скульптура и рельефная резка. Например, Царские врата могли быть украшены объемными фигурами евангелистов. Скульптурным было и Распятие.
Иконостасы, сохранявшие классическую форму, отличались пышностью декора, колоннами, увитыми гирляндами, украшались фронтонами, пилястрами, антаблементами, тяжелыми карнизами. Икон стало меньше, зато вместо них появились скульптурные фигуры.
Части иконостаса могли частично углубляться, частично выступать.
Традиционные ряды икон нарушались, могли заменяться свободной подборкой икон.
В данный период поменялись не только черты стиля, но и появились новые композиционные решения иконостасов.
Пример: иконостас в Спасо-Ярославском монастыре в виде триумфальной арки с колоннами. Этот иконостас был выполнен не из дерева, а из мрамора и металла.
В Москве был возведен храм в форме ротонды, а иконостас представлял собой арку на колоннах, практически лишенную икон. Одноярусная преграда из икон местного ряда под аркой. И живописное распятие с фигурами в верхней части.
Иконостасы эпохи классицизма в большинстве своем были похожи на триумфальные арки, оформлялись декором и имели минимальное количество икон.
Исаакиевский собор – самый известный памятник позднего классицизма. Здесь иконостас представляет собой сплошную стену до свода (аналогично с теми иконостасами, что были в старых версиях храмов). Малахитовые и лазуритовые колонны, высокая дуга арки царских врат, золоченные статуи, скульптурные ангелы – вот основные черты этого иконостаса. Он впечатляет размерами и величием, но икон здесь очень мало.
В это время при строительстве иконостасов стали отдавать дань русским традициям, в моду вошла эклектика.
Форма иконостасов и состав икон напоминали тот вариант иконостаса, который был признан «классическим» для православной церкви.
В 20 веке популярным стал стиль модерн. Однако иконостасов архитектурные новшества не коснулись. Здесь во многом стремились повторять исторические конструкции.
Стоит также сказать, что с появлением советской власти многие иконостасы тех лет были уничтожены.
Иконостасы нашего времени начали создаваться уже после гонений на русскую церковь. Во многом этим обусловлен их внешний вид.
С конца 90-х годов 20 века и в начале 2000-х создается огромное количество самых разных иконостасов. В разных стилях. С учетом древних традиций и стремлению к их восстановлению.
Это и пятиярусные иконостасы с стиле 15-16 веков.
И иконостасы с флемской резьбой. Иконостасы в барочном стиле, со скульптурами и красивым резным декором.
И лаконичные одно-двух ярусные иконостасы.
В настоящее время нет единого стиля , нет строгих рамок.
Форма и декор иконостасов могут быть самыми различными.
Чаще всего при создании современных иконостасов используются современные технологии, позволяющие создать резной декор любой сложности.
Заказать иконостасы в любом стиле вы можете у нас.
Создадим концепцию, согласуем проект, изготовим иконостас, предоставим все гарантии.
Посмотрите примеры наших работ и отзывы заказчиков.
Пишите, оставляйте заявки. В ближайшее время мы свяжемся с вами.