В продолжение темы про высокие иконостасы, обладающие с шестым и седьмым рядом (подробнее смотрите по ссылке), мы решили рассказать подробнее про наиболее интересный пример такого произведения деревянного зодчества, дошедший до наших дней практически в первозданном виде.
Это иконостас Успенского собора, расположенный в комплексе Рязанского Кремля.
Этот собор и иконостас внутри него являются настоящей жемчужиной архитектурного творчества. Один из символов Рязани. Место, популярное не только среди паломников, но и среди туристов.
В чем же его особенность, когда он появился, кем был создан и какие еще факты известны о данном величественном сооружении? Мы расскажем в данной публикации.
Сложно рассказывать об иконостасе, не затронув данные, касающиеся истории самого храма в котором данный иконостас расположен. Ведь их история тесно связана и неразрывна.
Грандиозный собор, с огромной по тем временам площадью и невероятной высотой в 72 метра, превосходил почти все постройки тех времен. Он был построен в период с 1693 по 1699 годы. Автор – выдающийся зодчий Я. Бухвостов.
Важнейшую роль в убранстве собора играет иконостас, отличающийся особым великолепием. До сих поря впечатляющий своей красотой и величием.
Иконостас в 7 ярусов изготавливала целая артель резчиков, под руководством Сергея Христофорова. Это были мастера Оружейной палаты. Работая над рамой иконостаса, резчики стремились повторить стиль белокаменной кружевной резьбы, которой богато украшался фасад здания. Ключевая идея – собор снаружи, его интерьер и иконостас в нем должны были выглядеть, как единое целое. Эта задумка им вполне удалась.
Резьба на иконостасе является настоящим шедевром древнерусского искусства. Утверждают, что работа над рамами, колоннами, картушами и другими декоративными элементами с объемным резным декором высокого рельефа выполнялась на протяжении почти 13 лет.
В 1701 году приезжали лучшие московские мастера-позолотчики, чтобы нанести на иконостас позолоту. Позже, в середине 19 века, золочение осуществлялось повторно. До сих пор частично сохранился тонкий слой позолоты, местами проступающий на иконостасе.
Красивой резьбой в соборе украшен не только иконостас, но и стены, порталы, колонны, наличники.
Собор и иконостас в нем удалось сохранить практически в первозданном виде.
Иконы для иконостаса сначала писались Николаем Соломоновым Бургаровым, являвшимся последователем и учеником Симона Ушакова . Однако позже, в 19 веке, некоторые образы обновлялись и переписывались.
В 20 веке, как и многие другие храмы, Успенский собор в Рязани пострадал от рук большевиков, в 1929 году его вовсе закрыли. В 1992 году собор освятили и открыли его двери для всех прихожан.
В наше время состояние деревянной резьбы и старинной живописи требует постоянного наблюдения, особенного внимания, регулярного проведения реставрационных и профилактических работ. Возможно, с этим связан тот факт, Успенский собор открыт для посещения прихожанами только летом. В это время года в нем проводятся богослужения. Службы проходят каждый день с мая по октябрь. А на всю зиму храм закрывается.
Работы по реставрации включают укрепление деревянной основы и резьбы, сохранение икон, дезинфекция, консервация. 300 лет очень солидный срок для липы, из которой и был выполнен иконостас.
Иконостас является памятником архитектуры эпохи «нарышкинского» барокко. Подробнее об этом стиле мы писали в отдельной публикации. Смотрите по ссылке.
Стиль характеризуется большим количеством пышного декора, богатой объемной резьбой, изящными декоративными элементами. При этом сами иконостасы имеют строгую ровную геометрию, соответствующую классическим традициям.
Иконостас Успенского собора Рязанского кремля является образцом органичного синтеза культуры, архитектуры, скульптуры, иконописи.
Его считают настоящим шедевром, не имеющим аналоги.
Он до сих пор сохраняет за собой звание самого высокого в России.
В наше время иконостасы изготавливаются быстрее, а по красоте исполнения не уступают величественным произведениям искусства древнерусских зодчих. На помощь мастерам сегодня приходят современные технологи.
Заказать изготовление иконостаса вы можете у нас. Выполним изделие любой сложности и любых размеров.
Предлагаем широкий ассортимент моделей. Есть возможность разработки макета на заказ. Звоните, пишите, спрашивайте.