Иконостасы в стиле барокко: виды, особенности, где заказать

Эпоха барокко внесла свой вклад не только в экстерьеры и интерьеры домов и помещений, но и в оформление церквей и храмов, в том числе – в декор иконостасов.

Иконостасы эпохи барокко – имеют ряд характерных черт, о которых мы расскажем ниже.

Их красота, великолепие, богатство, стиль – столь потрясают воображение, что и в наше время данный вид иконостасов часто встречается в церквях и храмах.

В этой статье мы расскажем, чем отличаются иконостасы эпохи барокко, как они появились, какие общие черты есть у иконостасов раннего и позднего барокко. А заказать изготовление иконостасов любой сложности вы можете у нас!

иконостас эпохи барокко
 

Несколько фактов из истории:

В русской истории вторая половина 17 века и начало 18 века стали временем перемен в архитектуре, охвативших в том числе и церковное зодчество.

Иконостас – важнейший смысловой и художественный элемент интерьера православного храма – не мог остаться без изменений.

Именно к иконостасам во многом было приковано внимание художников, архитекторов, резчиков по дереву, оформлявших церкви и храмы, строившиеся в те времена. В изготовлении этого изделия в полной мере находили воплощение своих творческих задумок мастера того времени, вдохновленные модными веяниями.

С тех пор сохранилось немало иконостасов, которые сами по себе представляли собой настоящее произведение искусства, отражающее синтез архитектурного, изобразительного и прикладного творчества.

Стоит сказать, что русское барокко началось еще при царе Алексее Михайловиче. Индивидуальные особенности есть у раннего барокко, у Петровского и у Елизаветинского барокко. Но есть и общие черты, характерные для всех иконостасов, выполненных в этом стиле.

Стиль конца 17 века называли «московским» или «нарышкинским». В этом стиле с 1680 до 1700 было построено множество церквей и соборов в новом архитектурном стиле, что не могло не наложить отпечаток и на оформление иконостасов. В эти же времена стали пользоваться услугами резчиков по дереву из Украины и Белоруссии, которые внесли новую форму резьбы. Объемную, с натуралистическими растительными мотивами, с большим количеством различных растений (в особенности с виноградной лозой). Эти мотивы называли «флемскими» (поскольку они пришли к нам от фламандских языковых групп – Голландии и Фландрии). Именно тогда впервые появились витые колонны с капителями, увитые лозой.

Иконостас стал напоминать пышную красивую позолоченную раму. Появились новые формы икон (круглые, овальные). Тогда же появились 6 и 7 ряды в иконостасах (помимо основных 5-ти).

Именно в эти времена иконостасы достигли своего максимального размера.

Иконостасы времен Петровского барокко поражали своим необычным внешним видом, активным применением западноевропейских форм.

Елизаветинские иконостасы стали возвращаться к классической форме.
 

Общие особенности всех иконостасов эпохи барокко:

  • Богатая декоративная обработка,
  • Большое количество пышной резьбы,
  • Сложные формы,
  • Скульптурные и полускульптурные детали, причем не только в верхней части иконостаса, а, к примеру, на царских вратах (барельефы и горельефы),
  • Целые архитектурно-скульптурные композиции, например, на тему «Тайной вечери» или «Благовещения»
  • Чаще встречаются элементы, приближенные скорее к архитектуре (например, портики, колоннады по кругу или эллипсу, колонны)
  • Золочение,
  • Необычные формы икон (круглые, квадратные)
     

Самые известные иконостасы эпохи барокко в России:

Иконостас Петропавловского собора в одноименной крепости Санкт-Петербурга (на фото выше) – яркий образец стиля барокко начала 18 века. Он был спроектирован архитектором Доменико Трезини и выглядел довольно непривычно для православных храмов. Это было сложное архитектурное сооружение, с широким арочным проемом Царских врат, с иконами округлой или сложной формы, практически незаметными среди огромного количества сложных золоченных деталей. На царских вратах – резная полускульптурная композиция. В верхней части иконостаса - статуи архангелов и пророков.

Иконостас схож с католическими, но индивидуален. Основной ориентир меж тем при создании иконостаса был на эстетику античного мира.

Иконостас Преображенского храма в Нарве (1707 года) считают предшественником Петропавловского. Там такие же широкие и низкие Царские врата, имеющие форму арку и большое количество овальных икон, расположенных в произвольном порядке, без четкого следования, принятым чинам.

Примером Елизаветинского барокко в декоре иконостасов можно назвать убранство Воскресенского домового храма Большого Екатерининского дворца в Царском селе. Иконостас прямой формы, шестиярусный (более 30 образов), сложные формы икон, огромные колонны перед Царскими вратами и фигуры ангелов.

Елизавета была противницей скульптур, но в качестве исключения позволяла декорировать иконостасы и церкви фигурами ангелов и распятий с предстоящими.

В ее правление иконостасы вновь стали вновь высокими, разделенными на каноничные ряды икон. Основным материалом служило дерево, которое золотили и окрашивали.

Интересно, что больше всего иконостасов 18 века сохранилось в Верхнем Поволжье, включающем Ярославскую, Костромскую, Калининскую и Ивановскую области. Влияние Москвы и Петербурга и архитектурных школ двух столиц здесь отразились в полной мере во внешнем виде и декоре иконостасов.


Где заказать?

Заказать иконостас, выполненный в стиле эпохи барокко, вы можете на нашем сайте.

Изготовим в кратчайшие сроки.

Предлагаем полный комплекс услуг: от разработки проекта, до воплощения его в жизнь и доставку до объекта.

Гарантия качества. Достойный результат. Огромный опыт.


 

Вам могут быть интересны и другие статьи по теме:

Изготовление резных иконостасов и храмовой утвари в Санкт-Петербурге с бесплатной разработкой проекта и монтажом. Подробная консультация по телефону: +79627218440 (whatsapp, telegramm).
Далее
Выберите стиль иконостаса
Классический
Древнерусский
Барокко
1
2
3
4
Спасибо,
что обратились в нашу
компанию!
Для оперативной связи с менеджером позвоните по номеру
8-800-550-8470