Эпоха барокко внесла свой вклад не только в экстерьеры и интерьеры домов и помещений, но и в оформление церквей и храмов, в том числе – в декор иконостасов.
Иконостасы эпохи барокко – имеют ряд характерных черт, о которых мы расскажем ниже.
Их красота, великолепие, богатство, стиль – столь потрясают воображение, что и в наше время данный вид иконостасов часто встречается в церквях и храмах.
В этой статье мы расскажем, чем отличаются иконостасы эпохи барокко, как они появились, какие общие черты есть у иконостасов раннего и позднего барокко. А заказать изготовление иконостасов любой сложности вы можете у нас!
В русской истории вторая половина 17 века и начало 18 века стали временем перемен в архитектуре, охвативших в том числе и церковное зодчество.
Иконостас – важнейший смысловой и художественный элемент интерьера православного храма – не мог остаться без изменений.
Именно к иконостасам во многом было приковано внимание художников, архитекторов, резчиков по дереву, оформлявших церкви и храмы, строившиеся в те времена. В изготовлении этого изделия в полной мере находили воплощение своих творческих задумок мастера того времени, вдохновленные модными веяниями.
С тех пор сохранилось немало иконостасов, которые сами по себе представляли собой настоящее произведение искусства, отражающее синтез архитектурного, изобразительного и прикладного творчества.
Стоит сказать, что русское барокко началось еще при царе Алексее Михайловиче. Индивидуальные особенности есть у раннего барокко, у Петровского и у Елизаветинского барокко. Но есть и общие черты, характерные для всех иконостасов, выполненных в этом стиле.
Стиль конца 17 века называли «московским» или «нарышкинским». В этом стиле с 1680 до 1700 было построено множество церквей и соборов в новом архитектурном стиле, что не могло не наложить отпечаток и на оформление иконостасов. В эти же времена стали пользоваться услугами резчиков по дереву из Украины и Белоруссии, которые внесли новую форму резьбы. Объемную, с натуралистическими растительными мотивами, с большим количеством различных растений (в особенности с виноградной лозой). Эти мотивы называли «флемскими» (поскольку они пришли к нам от фламандских языковых групп – Голландии и Фландрии). Именно тогда впервые появились витые колонны с капителями, увитые лозой.
Иконостас стал напоминать пышную красивую позолоченную раму. Появились новые формы икон (круглые, овальные). Тогда же появились 6 и 7 ряды в иконостасах (помимо основных 5-ти).
Именно в эти времена иконостасы достигли своего максимального размера.
Иконостасы времен Петровского барокко поражали своим необычным внешним видом, активным применением западноевропейских форм.
Елизаветинские иконостасы стали возвращаться к классической форме.
Иконостас Петропавловского собора в одноименной крепости Санкт-Петербурга (на фото выше) – яркий образец стиля барокко начала 18 века. Он был спроектирован архитектором Доменико Трезини и выглядел довольно непривычно для православных храмов. Это было сложное архитектурное сооружение, с широким арочным проемом Царских врат, с иконами округлой или сложной формы, практически незаметными среди огромного количества сложных золоченных деталей. На царских вратах – резная полускульптурная композиция. В верхней части иконостаса - статуи архангелов и пророков.
Иконостас схож с католическими, но индивидуален. Основной ориентир меж тем при создании иконостаса был на эстетику античного мира.
Иконостас Преображенского храма в Нарве (1707 года) считают предшественником Петропавловского. Там такие же широкие и низкие Царские врата, имеющие форму арку и большое количество овальных икон, расположенных в произвольном порядке, без четкого следования, принятым чинам.
Примером Елизаветинского барокко в декоре иконостасов можно назвать убранство Воскресенского домового храма Большого Екатерининского дворца в Царском селе. Иконостас прямой формы, шестиярусный (более 30 образов), сложные формы икон, огромные колонны перед Царскими вратами и фигуры ангелов.
Елизавета была противницей скульптур, но в качестве исключения позволяла декорировать иконостасы и церкви фигурами ангелов и распятий с предстоящими.
В ее правление иконостасы вновь стали вновь высокими, разделенными на каноничные ряды икон. Основным материалом служило дерево, которое золотили и окрашивали.
Интересно, что больше всего иконостасов 18 века сохранилось в Верхнем Поволжье, включающем Ярославскую, Костромскую, Калининскую и Ивановскую области. Влияние Москвы и Петербурга и архитектурных школ двух столиц здесь отразились в полной мере во внешнем виде и декоре иконостасов.
Заказать иконостас, выполненный в стиле эпохи барокко, вы можете на нашем сайте.
Изготовим в кратчайшие сроки.
Предлагаем полный комплекс услуг: от разработки проекта, до воплощения его в жизнь и доставку до объекта.
Гарантия качества. Достойный результат. Огромный опыт.