Иконостасы Нарышкинского периода

Ранее мы рассказывали об иконостасах классических форм и иконостасах эпохи барокко.

Отличаются своей формой и архитектурой и иконостасы Нарышкинского периода.

Иногда их объединяются со всеми иконостасами, выполненными в стиле барокко. Иногда выделяют в отдельную категорию.

Что это за иконостасы? Чем они отличаются, характеризуются? Какие наиболее известные образцы дошли до наших дней? Об этом расскажем в этой статье.

А заказать изготовление иконостасов в любом стиле и любой конфигурации – вы можете у нас.
 

иконостас нарышкинского периода

О Нарышкинском стиле:

Нарышкинским называют время с конца 17 века (1680-1690-е годы) до начала 18 века. Хотя считается, что влияние данного стиля продолжалось на всю русскую архитектуру в разных регионах России вплоть до конца 18 века.

Нарышкинский стиль еще называют Московским барокко, Нарышкинским барокко.

Почему Нарышкинский? Дело в том, что в то время семейство Нарышкиных в Москве стало заказчиком нескольких новых архитектурно значимых объектов, внешний вид которых зародил начало нового стиля в России. Нарышкины были важной знатью, приближенной к престолу (мать Петра 1-го Наталья Кирилловна Нарышкина).

Нарышкинский стиль в архитектуре стремился изменить традиции русской архитектуры, но не заимствуя с Запада, а перерабатывая западные черты и объединяя их с исконно-русской архитектурой.

Так формировался новый стиль. Причем Нарышкинское барокко от барокко Петровского отличается. Во втором случае влияние Запада было более активным.

Более того, применение обозначения стиля, как «барокко» или «раннее барокко» применительно к архитектуре нарышкинского периода – некоторые ученые считают неверным. Многие специалисты утверждают, что стиль этот своеобразный, уникальный, совершенно не похож на «барокко» в строгом смысле этого слова, поэтому данный архитектурный стиль чаще называется просто «нарышкинским». Или нарышкинским маньеризмом.

Больше всего в это время строилось церквей и храмов, в центре Москвы и в ее окрестностях.

Особенности стиля в архитектуре: применение большого количества декоративных элементов (ордера, арки, раковины, картуши, маскароны, балюстрады, волюты, обрамления, обязательно полноценные часто спиралевидные колонны с правильным ордером коринфского типа, фронтоны с прямоугольными боковинами, завитками) и т.д.

Второй яркой чертой стиля можно назвать центричность, ярусность, симметричность, равновесие. Что не характерно для полноценного барокко, стремившегося к неправильным формам.
 

Иконостасы нарышкинского периода:

Великолепные резные иконостасы создавались именно в этот период.

Причем, что интересно, именно резьба иконостасов, выполняемая искусными мастерами, часто становилась источником вдохновения для архитекторов, а не наоборот. Элементы резного иконостаса нередко заимствовались для создания красивых архитектурных обрамлений для фасадов церквей, храмов и многих других зданий.

  • Деревянная резьба на иконостасах становится более яркой, вычурной, объемной. Преобладают натуралистические мотивы.
  • В украшении иконостасов появились колонны, будто бы увитые виноградной лозой, вырезанной из дерева.
  • Появляются и диагональные спиралевидные колонны – популярный элемент нарышкинского стиля. В Европе такие колонны называют соломоновыми, ассоциируя с ветхозаветным Храмом Соломона (согласно библейским описаниям перед Соломоном стояло две такие колонны).
  • Характерен часто повторяющийся ритм, например, разделение иконостаса небольшими одинаковыми резными колоннами, расположенными между икон (в каждом ряду не менее 10-12 штук).
  • Увлеченность ордерными деталями.
  • Применяется декор в виде раковин, картушей, арок, других архитектурных элементов.
  • Появляются иконы новых форм: не только прямоугольные, но и круглые, овальные, в форме арки.

Именно в этот период иконостасы становятся самостоятельным архитектурным сооружением. Это уже не просто рама для икон. Скорее живописные иконы уходят на второй план, а иконостас и его красивая резьба выходят на первый.

Иконостасы сохраняют свою строгую форму и ряды (в отличие от более позднего периода). Но становятся величественные, нарядные. Некоторые из них достигают потолка. И именно в это время появляются 6 и 7 ряды на иконостасах.

Часто традиционные пяти ярусные иконостасы, созданные в классических традициях, просто дополняются новым декором.

За короткий период с 1680 по 1700 было построено очень много церквей и храмов в нарышкинском стиле, в это же время было создано немало иконостасов.

Один из самых ярких образцов, дошедших до наших дней - иконостас Успенского собора рязанского кремля.
 

Заказать иконостас в нарышкинском стиле:

Заказать иконостас, изготовленный в стиле нарышкинского периода вы можете у нас.

Наши художники подготовят эскиз, учитывая основные черты иконостасов нарышкинского периода и ваши пожелания, особенности церкви. Согласуют его с вами. И изготовят иконостас с красивой сложной объемной резьбой и другими элементами, характерными для нарышкинского периода. Для нас нет ничего невозможного!

Готовый иконостас будет покрыт лаком или позолотой. Доставлен на место.

Изготавливаем качественные изделия из натуральной древесины ценных пород. Работаем быстро. Гарантируем достойный результат.

Наши иконостасы – настоящее произведение искусства.

Остались вопросы? Задайте их нашим специалистам. Напишите, позвоните нам, свяжитесь любым другим удобным для вас способом.


 

Вам могут быть интересны и другие статьи на нашем сайте:

Далее
Выберите стиль иконостаса
Классический
Древнерусский
Барокко
1
2
3
4
Спасибо,
что обратились в нашу
компанию!
Для оперативной связи с менеджером позвоните по номеру
8-800-550-8470