Данный иконостас является настоящим памятников русского прикладного искусства, удивляющим оригинальностью композиции и богатством отделки, красотой резного декора, пышностью оформления, необычной архитектурой, заложенной в него символикой.
Иконостас начали изготавливать через год после завершения Северной войны (в которой Россия победила). Это отразилось на основной идее – иконостас по форме напоминает Триумфальную арку.
Конечно, сначала был возведен сам Петропавловский собор, который позже стал усыпальницей русских императоров и настоящим памятником архитектуры эпохи петровского барокко. Собор возводился с 1712 по 1733 год. Император задумал новый храм в центре Петропавловской крепости, который должен был показать современную Россию.
Архитектором иконостаса стал И.П. Зарудный. Он же, кстати, руководил работами при создании иконостаса для Исаакиевского собора. И ряда других церквей и храмов. В некоторых источниках также говорится о том, что изначально проект создавался другим архитектором – Доменико Трезини. А Зарудный уже руководствовался его чертежами.
Причем во времена создания иконостаса для Петропавловского собора в Петербурге все работы велись в Москве. Под началом архитектора артель из почти полусотни мастеров вырезала из дерева красивый обильный декор для иконостаса. Готовые части перевозились в северную столицу и монтировались в Петропавловском соборе.
Работа велась почти 5 лет. С 1722 по 1726 годы. И завершена была уже после смерти Петра I.
Сейчас иконостасу больше 300 лет, поэтому он неоднократно реставрировался.
Высота иконостаса составила 19 метров (это примерно, как шести, семи этажный дом), ширина – 27 метров.
При изготовлении использовали разные виды древесины. В большинстве своем это была липа, из которой были вырезаны все скульптуры и декор. Частично – сосна. А основная часть, каркасная, была создана из долговечного и прочного дуба и лиственницы.
Дело в том, что данный иконостас стал своеобразным памятником победы России в Северной войне.
Именно поэтому он чем-то похож на триумфальную арку (центральная часть), которые раньше устанавливались в честь победителей или в память о важных военных событиях.
Причем иконостас будто бы вторит триумфальным Петропавловским воротам крепости. Тем самым придавалось гражданское звучание иконостасу.
Второй символ данного иконостаса: это связь двух царственных династий Рюриковичей и Романовых. Здесь не случайно есть иконы всех святых царей и цариц, которые ассоциируются с Петром 1-м.
Еще один интересный символ, заложенный в эту работу – это тема ключей. Именно ключами, сложенными крестообразно, венчается купол ротонды на Царских вратах. Здесь несколько отсылок. Это и ключи апостола Петра — от рая, и ключи от Балтийского моря, отвоеванного Петром.
Такой иконостас по-своему уникален для православной церкви. Он не похож ни на какие другие, известные ранее. Этот иконостас включал в себе все те новшества, которые захлестнули Россию во времена Петра I. Во многом создавался при личном участии императора. Он стал ярким образцом иконостасов эпохи русского барокко.
Иконостас изготовлен с большим количеством скульптур и объемных резных фигур. Икон здесь тоже не мало. Но здесь нет каноничных рядов, характерных для классического русского иконостаса.
Изделие богато украшено пышной резьбой: объемные виноградные лозы, соборные пилоны и пилястры, витые колонны и другие декоративные элементы.
Сверху донизу алтарная преграда покрыта позолотой. Для этого Зарудному было выдано 3 тысячи монет, из которых сделали золото для покрытия деталей. Дополнительно золотили детали двумя основами – глянцевой и матовой.
Композиция иконостаса включает в себя 4 больших киота. В промежутках между ними – царские врата, северные и южные двери. Над вратами – арка, достигающая я в высоту 20 метров. Над аркой – пятый киот, уходящий в подкупольное пространство.
В каждом киоте – по иконе большого размера и маленькие. Еще две иконы большого размера на северных и южных дверях.
Данная алтарная преграда похожа на некоторые иконостасы, построенные на Западе в эпоху барокко, но аналогов не имеет. Ни в России, ни в других странах.
Всего на главной алтарной преграде Петропавловского собора размещено 43 иконы. Главная икона с правой стороны – «Иисус Христос на престоле», а с левой – «Богоматерь на престоле» (есть версия, что черты лица Богоматери схожи с чертами лица Екатерины I, а младенец на руках – чертами маленького Петра).
Большинство икон были написаны московскими иконописцами в 17 веке.
Статуй здесь тоже больше 40 штук.
Слева от царских врат статуя архангела Гавриила. Справа – статуя архангела Михаила.
Скульптурная группа «Христос во славе» усиливает ощущение торжественности, которое должен был нести иконостас.
Интересно, что незадолго до создания данного иконостаса Петр запретил все резные фигуры и резные иконы. А для данного иконостаса использовал резьбу, в том числе резные скульптуры очень активно.
Царские врата здесь требуют особого внимания, они четырехстворчатые и весят 9900 кг.
Когда во время богослужений необходимо открыть все 4 створки, то на выручку приходят небольшие колесики, которые движутся по рельсам и помогают открыть тяжеловесную конструкцию.
На створках – барельефное изображение Тайной вечери.
Главная алтарная преграда Петропавловского собора – очень интересный, монументальный, торжественный архитектурный объект. Разглядывать его можно бесконечно.
Заказать иконостас любой сложности вы можете у нас. Работаем, в том числе в технике барельефной резки, скульптурной резки. Есть возможность изготовления проекта на заказ.
Звоните, пишите, задавайте вопросы нашим специалистам.