В прошлой статье мы рассказывали о первых иконостасах в христианстве, об их формировании, о том, как они менялись. Подробнее смотрите по ссылке. В этой статье мы расскажем о том, как развивались иконостасы на Руси, как совершенствовались, как выглядели первые заимствованные иконостасы, чем декорировались, из какого материала сооружались, и как происходило изменение их внешнего вида.
Иконостасы на Руси имеют долгую историю развития, начиная с древних времен до современности. Они являются неотъемлемой частью русской религиозной культуры и искусства.
Сначала иконостасы были простыми деревянными конструкциями, на которых изображались святцы и библейские сюжеты. Они служили не только для украшения церквей, но и для восхваления и поклонения Богу. Со временем иконостасы стали более изысканными и сложными в исполнении. Они украшались золотом, драгоценными камнями, резьбой и живописью. Мастера иконописцы создавали настоящие произведения искусства, привлекая внимание и восхищение прихожан.
Каждая деталь иконостаса имеет свое символическое значение и помогает верующим сосредоточиться на молитве и покаянии. Иконостасы на Руси являются своеобразным мостом между человеком и небесами, напоминая о вечных ценностях и вере в Бога.
Сегодня иконостасы продолжают украшать русские церкви, сохраняя свою значимость и важность для православных христиан. Они несут в себе духовное наследие и культурное богатство России, напоминая о величии и красоте веры.
Заимствовав христианство из Византии, русский народ позаимствовал и внешний вид иконостасов, и внутреннее устройство храмов, и декор, и многое другое.
Таким образом, первоначальная форма иконостасов на Руси, стала итогом развития западных иконостасов. И представляла собою не только высокие колонны, но и низкую каменную преграду, с вратами для прохода священнослужителей.
Однако достаточного количества данных о внешнем виде первобытных низких иконостасов не осталось. Историки считают, что состояли они, вероятнее всего, из квадратных решетчатых или сплошных щитов, соединенных между собой столбиками.
Подобные иконостасы сохранились в древних храмах Грузии. Они представляют собой колонны, соединенные сверху полукруглыми арками, и снизу имеющие преграду в виде щитов.
В некоторых случаях иконостасы в Грузии украшались скульптурными орнаментами.
В каменных церквях на Руси встречались и сплошные стенки, отделявшие алтарь от остальной части храма. Делалось это в начале 15 века, преимущественно с целью укрепления сводов храма. В стенах оставлялись отверстия для дверей. Алтарь тем самым полностью скрывался от глаз молящихся. По сторонам от Царских врат могли делаться углубления для икон местного ряда. Кроме того, сама стена могла быть украшена живописью.
Западная сторона алтарных стен часто украшалась фресками. При этом фресковая роспись могла заменять иконы на деревянных высоких иконостасах, появившихся позже.
Однако вскоре, в связи с тем, что на Руси широко было развито деревянное зодчество, каменные иконостасы стали заменять деревянными. Предполагается, что первые из них имели тябловую конструкцию. И небольшую высоту: в 2-3 ряда.
Постепенно иконостасы меняли конструкцию и наращивали ярусы. Составить точную картину истории развития русских икон и иконостасов довольно сложно. Многие иконостасы неоднократно переделывались, реставрировались, менялись, в соответствии с духом времени.
Тем не менее известно, что за каменными иконостасами последовали иконостасы деревянные, сплошные, состояли из рядов брусьев, на которых крепили иконы. Между иконами могли устанавливать небольшие столбики или полуколонны (но могло их и не быть). Украшали такой иконостас росписями и орнаментами, резьбой. Нередко для декора балок использовались и оловянно-слюдяные украшения.
Такой тип иконостаса назывался тябловым. Подробнее о нем мы писали в отдельной статье: Тябловый иконостас: история.
Такой иконостас постепенно наращивал количество рядов и мог включать до 5-6 рядов (а то и 7-8-ми). Каждый из которых имел свое назначение и определенную иерархию.
Вслед за тябловыми высокими иконостасами появился новый тип – иконостас каркасного типа. И произошло это примерно в конце17-го, начале 18-го веков. Иконы здесь помещались в небольшие рамы, которые могли иметь любую форму – например, круглую. Кроме того, иконы могли иметь разные размеры — большие или малые. Пропала и строгость рядов, и определенная иерархия. Располагаться в иконостасе образы могли в каком-то случайном порядке.
Поменялся и тип декора. Украшения иконостасов стали более акцентированные, резной декор более выпуклый, рельефный. Появились и резные фигурные изображения.
В подобном стиле украшались и царские врата на иконостасах данного периода. Они стали более рельефными и нарядными.
Позже иконостасы вернулись к своей классической форме.
Сегодня они вновь состоят из рядов, а иконы имеют преимущественно прямоугольную форму и между собою разделяются столбиками. Но конструкцию нынешние иконостасы имеют уже не тябловую. Ушла и традиция делать иконостасы слишком высокими. Стараются оставить 2-3-4 ряда.
В наши дни иконостасы изготавливают не только из дерева, но и из мрамора, из других материалов.
Смотрите в статье: Современный иконостас: особенности, как формировался, где заказать
Заказать иконостас любой формы и любого размера вы можете на нашем сайте. Мы предлагаем обширный ассортимент готовых моделей. Выбирайте в каталоге тот вариант, что вам нравится и мы изготовим иконостас в кратчайшие сроки. Благодаря применению современных технологий обеспечиваем высокое качество, безупречность даже самого сложного декора, быстрый результат.
Есть возможности разработки индивидуального проекта.
Ждем ваших звонков и заявок.