Мы с вами говорили про иконостасы разных периодов: первые древнерусские иконостасы, первые высокие иконостасы, состоящие из нескольких рядов, иконостасы нарышкинского периода, иконостасы эпохи петровского барокко, иконостасы эпохи позднего классицизма…
Что же касается современных иконостасов? Как формировался стиль нынешнего времени? Под влиянием каких идей и мнений? Чем отличаются иконостасы нашей эпохи. Какие черты характерны? Об этом и поговорим в данной публикации.
Заказать иконостас любой сложности вы можете у нас. Гарантия качества, выгодная цена, огромный ассортимент.
В конце 90-х годов при Епархиальном совете города Москвы была основана Искусствоведческая комиссия, где обсуждалось, как и в каком стиле настоятели и приходские советы должны восстанавливать порушенные церкви и храмы.
В комиссии принимали участие искусствоведы, сотрудник музеев, специалисты по церковно-прикладному искусству, настоятели, священники.
Данная комиссия, при вынесении решений по проектам возводимых иконостасов, придерживалась довольно строгого решения в отношении стилистики. Предполагалось, что любой иконостас, где бы он ни находился, должен ориентироваться на традиции классической формы, ставшей повсеместной на Руси в 15 веке. В это время наиболее распространен был тябловый иконостас, со строгими рядами икон, включавший 5-6 чинов, расположенных в строго установленном порядке, увенчанный крестом. Подробнее смотрите в статье: Иконостас классический: особенности, история, где заказать.
Однако устанавливать иконостас в 5-6 рядов оказалось не всегда и не во всех церквях физически возможно из-за компактных размеров некоторых церковных помещений. Да и не всегда целесообразно.
Своя путаница исторически возникала и в расположении рядов. Иногда праздничный чин размещали между местным и деисусным, а иногда он становился третьим от основания иконостаса, после местного и деисусного.
Кроме того существуют разночтения в плане расположения праздничных икон в ряду – должны ли они устанавливаться строго по течению церковного года, либо в хронологическом, либо в ином порядке. В разные времена существовали иконостасы, как строго следовавшие тому или иному порядку, так и полностью игнорирующие евангельскую хронологию или календарь. И установленные в абсолютно случайно последовательности.
Предполагалось, что все иконостасы, возникавшие до периода классического высокого иконостаса были всего лишь поиском той самой «правильной» формы, путем к ней. А все, что было позже – стало отклонением от ключевых традиций церкви, следствием западных веяний.
По другой версии, поскольку иконостас всегда развивался без четких рамок и распоряжений церковных властей, то строгих требований к нему предъявляться не должно.
А ключевое значение при формировании современного иконостаса играет масштаб церкви или храма, возможности прихода, пожелания.
В тех храмах, об иконостасах которых сохранились сведения (в виде фотографий, например, рисунков, чертежей) – старались восстановить архитектуру и внешний облик исторических иконостасов. Что было наиболее оправданно и целесообразно.
А в тех, где не осталось никаких следов, описей, изображений, чертежей, предполагалось придерживаться архитектурного стиля зданий церкви. Таким образом, планировали получить логичный целостный объект, с гармоничной архитектурной основой, как внешнего вида здания, так и его внутреннего содержания.
Правда, данная цель не была достигнута в полной мере. И по всей России нередко встречаются восстановленные иконостасы, отличающиеся по стилю от архитектуры самого храма или церкви.
Тем не менее часть иконостасов были успешно и с детальной точностью восстановлены по фотографиям или проектам.
Позже было принято решение, что стиль и внешний вид иконостаса, его архитектурное, живописное и декоративное наполнение может меняться, в зависимости от ситуации. Неизменным должно оставаться лишь образно-символическое наполнение. То есть иконостас, как место, за которым прячется алтарь. Царские врата – как окно в мир Божий.
В такой трактовке было решено, что нет смысла спорить о форме иконостаса, о декоре. Важнее согласованность и единство частей, образующих храмовое здание и его внутреннее обустройство.
Еще одной проблемой современного иконостаса называют тот факт, что проектированием часто занимаются люди, имеющие минимальное представление о смысле, о предназначении, о специфике. Особенно в 90-е годы, когда восстановление храмов только начиналось. Как результат – появилось огромное количество иконостасов, построенных в обычных мебельных мастерских, по типу советских стенок. Что в свою очередь, тоже не стало оптимальным решением. Ведь иконостасы начали изготавливаться предельно просто, быстро, без особых украшательств. А это противоречит ключевым идеям церкви, о том, что иконостас должен напоминать о Царстве Божиим, а значит должен быть красиво украшен растительным декором.
В рамках разговора о современном иконостасе стоит добавить и тот факт, что одно время шли разговоры об актуальности иконостасов в принципе. Ряд модернистских священников высказывали мнение о том, что алтарная преграда не так уж и нужна в православном храме. Однако широкое распространение данные идеи не получили. Завуалированной формой такого подхода стало строительство низких алтарных преград, без икон. Пример: иконостас нижней Александро-Невской церкви в Феодоровском соборе Санкт-Петербурга.
Таким образом, перечислим характерные черты современных иконостасов. Это:
Купить иконостас вы можете на нашем сайте. Представлено много готовых проектов. Есть возможность разработки на заказ.
Более подробную информацию смотрите на главной странице сайта и в других разделах. Либо напишите нам, оставьте заявку на сайте, свяжитесь любым удобным для вас способом, предоставим консультации, сориентируем по стоимости и срокам изготовления.