Век 19-й – стал временем расцвета классического стиля. В это время было создано немало иконостасов в духе классицизма. В этой статье мы подробнее расскажем о храмах и иконостасах, создаваемых в эту эпоху, об их особенностях и отличиях.
А заказать иконостас в любом стиле и любых размеров вы можете на главной странице нашего сайта. Обеспечиваем огромный ассортимент, выгодные цены, индивидуальный подход к каждому клиенту.
Для уточнения деталей – свяжитесь с нами любым удобным для вас способом (электронная почта, телефон, форма заявки на сайте, мессенджеры). Мы предоставим подробные консультации.
Классицизм для русской архитектуры и особенно церковной архитектуры — был принципиально новым направлением, перенятым из модных европейских течений. Он требовал соблюдения строгих форм и композиций. Но допускал свободу творчества.
Расцветом эпохи классицизма стал 19-й век. Но начиналась эпоха данного стилевого направления в архитектуре еще при Екатерине II.
Предшествовало этой эпохе «елизаветинское барокко». Но, во-первых, Екатерине не нравилось все, что делала Елизавета. А, во-вторых, ей хотелось, как и Петру I, внести больше западных мотивов, прийти к общеевропейским нормам.
По велению Екатерины классицизм был принят, как важная система, как основа архитектурных норм и правил, признанных в мировой культуре. Согласно его требованиям и нормам должна была развиваться и русская архитектура.
Однако если для Европы поздний классицизм был возвращение к своим корням (к культуре Древней Греции и Рима). То для России – это было новшеством, особенно для церквей и храмов. Исконно русские храмы имели шатровую форму, либо крестово-купольную (аналогично византийским строениям). Подробнее мы рассказывали в соответствующих публикациях (смотрите по ссылкам).
Тем не менее стали появляться новые православные храмы, выполненные в стиле классицизма.
Самый яркий образец – это Исаакиевский собор. Он был заложен еще при Екатерине, но достраивался уже после нее.
Еще один показательный пример эпохи позднего классицизма – это собор Казанской Богоматери в Петербурге. Огромный, протянутый, с большим количеством колонн. Этот собор и сейчас восхищает своим внешним видом многочисленных туристов.
Многие храмы в это время перестраивались в соответствии с идеями классицизма. Новые архитектурные элементы просто добавляли на давно построенные здания, что не всегда смотрелось органично.
Характерные черты классицизма: многофигурные рельефы и скульптуры, часто бронзовые, колонны и целые колоннады, треугольные фронтоны, лепнина, скульптуры, другие элементы древнеримских храмов.
С точки зрения смыслов считалось, что храмы эпохи классицизма несли ассоциации со святынями Иерусалима, Рима и Константинополя. Тем самым вбирали традиции прошлого и заявляли о роли Российской империи, как о защитнице Христианства.
Соответственно внешнему виду церквей и храмов, стало меняться и их внутреннее убранство, и иконостасы.
Иконостасы эпохи классицизма архитекторы и художники оформляли всеми доступными изобразительными средствами, воссоздававшими античный мир, но наполняли его новым христианским содержанием.
Они украшались триумфальными арками и их подобиями, классическими ордерами, треугольными фронтонами и другими декоративными элементами, отличающими данное стилевое направление.
Часто иконостасы приобретали черты архитектурного сооружения (той церкви, в которой устанавливались), тем самым прекрасно вписывались в архитектуру самого храма, становясь единым целым с ним.
Иконам при этом оставалась вторая роль. Их количество было уже не столь велико, как в более ранние времена. Четкие ряды икон, как в иконостасах традиционного типа, здесь, как правило, отсутствовали. В целом для иконостасов эпохи классицизма характерно не большое количество рядов с иконами (1-2), но при этом их высота чаще всего превышала рост человека.
Иконостасы, оформленные по законам классицизма, с середины 19 века встречались и в столичных, и в провинциальных храмах. Самые примечательные — все те же образцы из знаменитых петербургских храмов, являющихся сегодня настоящей достопримечательностью.
Иконостас Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге имел форму прямой стены, сплошной, занимающей все пространство, до самых сводов. Нижние ряды в иконостасе Исаакиевского собора украшались огромными колоннами портика, выполненными из малахита. Царские врата имели высокую арку, дуга которых поддерживалась двумя колоннами из лазурита. Над аркой – статуи Христа и Богоматери, Иоанна Крестителя и ангелов. Таким образом деисусный ряд представлял собой не иконы, а золоченые скульптуры.
Венчают иконостас скульптуры ангелов, держащих крест.
Иконостас другого известного собора в Петербурге – Казанского, стал ярким образцом классицизма. Он включал широкую арку над Царскими вратами, коринфские колонны из яшмы. Здесь так же, как и в предыдущем примере, икон – мало. Яркий элемент – огромное солнце с лучами.
Интересно, что этот иконостас украшался серебром (больше 1600 кг). Этот драгоценный материал был отбит у французов в войне 1812 года и передан Кутузовым на украшение храма.
В советское время этот иконостас был разрушен. Сегодня в соборе находится воссозданный по чертежам и фотографиям иконостас, повторяющий тот, что был изготовлен ранее.
Сегодня иконостасы, изготовленные в стиле классицизма, чаще всего заказывают только при восстановлении старых, утраченных в советское время и в военные годы. Либо для церквей и храмов, построенных в духе классицизма.
Изготовим иконостасы в любом стиле! Обращайтесь.