Великие русские иконописцы и их роль при изготовлении икон для иконостасов.

Вплоть до 17 века живописи на Руси, по сути, не существовало. Единственный вид живописного творчества – это создание церковных икон и фресок на стенах храмов.

Традиция писать иконы и украшать церкви рисунками на библейские сюжеты, как и религия в целом, как и устройство православных храмов были заимствованы из Византии.

Более того, сначала именно византийские иконы привозились на Русь, а уже они впоследствии копировались и перерисовывались (создавались списки).

Кроме того, в первое время именно византийские мастера приезжали, чтобы рисовать фрески и иконы здесь, на Руси. А уж потом у них появились талантливые ученики и последователи.

Сегодня мы расскажем о самых известных иконописцах, чьи работы и работы чьих последователей украшали большинство древнерусских храмов.
 

Феофан Грек:

Именно с этого человека началась иконопись на Руси. Феофан приехал из Византии, где он жил и работал до 30 лет, расписывая храмы.

Этот художник имел свой стиль. Он мог вносить в образы, являющиеся каноничными, какие-то свои детали, например, складки на одежде. Он часто делал лики святых более светлыми и яркими.

В Новгороде он стал известным мастером, где расписывал церкви фресками. В 1380-х годах Феофан уже имел немало последователей и учеников. В тот момент его пригласили расписывать стены Московского Кремля.

Им же был написан весь деисусный чин в иконостасе Благовещенского собора. Именно Феофан Грек первым стал изображать святых в деисусном ряду в полный рост. И именно с его посыла ряд расширился до 11 фигур, вместо трех основных, как это было ранее.

Подробнее о деисусном ряде иконостаса мы писали в отдельной публикации – смотрите по ссылке.

Считается, что ему принадлежит и знаменитая Донская икона Богоматери, написанная в стиле иконы «Умиление», но несколько отличающаяся от нее.

Ему же приписывают авторство ряда других икон. Например, «Успение Богородицы».

Умер Феофан Грек в России. Примерно в возрасте 70 лет. Одним из его учеников стал знаменитый Андрей Рублев.
 

Андрей Рублев:

Этот иконописец считается наиболее известным в России. Ему принадлежат огромное количество икон и фресок, в том числе книжные иллюстрации.

Андрей Рублев отступил от византийских живописных канонов и стал основателем московской школы иконописцев.

Впервые в летописях об Андрее Рублеве упоминается в 1405 году. Указывается, что в те времена он, вместе с Феофаном Греком и неким Прохором с Городца, расписывал Благовещенский собор.

Именно Рублев считается автором икон праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора.

Далее его руке принадлежали иконы и фрески Успенского собора во Владимире. Сохранилась часть иконостаса, являющегося одним из самых больших в России. Иконы деисусного ряда здесь достигают в высоту 3 метров! Уже в это время заметно, что Рублев уходит от византийских традиций и формирует особый стиль, который в дальнейшем станет характерным для всех православных икон на Руси.

Ему же поручили написать икону Троицу для Троице-Сергиева монастыря. И этот образ, созданный художником, хоть и повторял привычную композицию из трех ангелов, сидящих за столом, но несколько отличался, отсутствием дополнительных элементов, лаконичностью сюжета, акцентом на центральных персонажей.

Рублева считают настоящим талантом. Он очень точно прорисовывал детали, идеальные переходы от света к тени, умел делать изображения эмоциональными. Многие приемы были новыми для живописи и иконописи того времени.

Андрей Рублев был канонизирован русской церковью и признан святым.

Основным помощником Андрея Рублева был Даниил Черный. Они писали иконы и фрески примерно в одно время и даже умерли почти в один месяц, с разницей в 40 дней.

Но были у Андрея и последователи, которые продолжили его традиции. Среди них – и Дионисий.
 

Дионисий:

Имя Дионисия не так известно, как имя Андрея Рублева. Но именно он стал тем, человеком, который окончательно сформировал стиль, так называемой, Московской школы иконописцев.

Работал Дионисий во второй половине 15 века.

Иконы его и его последователей изображали фигуры Святых несколько изящнее, тоньше. А краски стали ярче. Цвета – холоднее.

Известно, что именно руке Дионисия принадлежат иконы, написанные для деисусного ряда иконостаса Успенского собора Московского Кремля.

Кроме того, Дионисий написал образ Богоматери Одигитрии для Вознесенского монастыря Московского Кремля в том виде, в котором мы привыкли его видеть – Богородица изображается в ярком одеянии пурпурного цвета на светло-золотистом фоне.

Наиболее значимой работой считается роспись собора Рождества Богородицы (Ферапонтов монастырь). При росписи стен фресками использовалось много светлых чистых цветов.


Симон Ушаков

Еще один живописец, о котором стоит сказать в рамках разговора об иконописцах. Во второй половине 17 века, когда жил и работал этот художник, в моду стало входить все западное. Несколько черт того времени отразилось и на русской иконописи. Например, черты лица святых стали чуть мягче, а цвет кожи ближе к теплому. Здания стали изображаться реалистичнее. Он руководил Оружейной палатой – целой артелью художников и живописцев, расписывавших храмы.
 

Федор Зубов:

Еще один иконописец, который творил уже во времена барокко, тем самым стремился объединить все достижения иконописи, древние традиции и новые веяния.

Интересно, что именно этот художник стал первым портретистом. Правда, его портреты, нарисованные для Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых больше напоминали иконы. Но вскоре иконописная школа отошла на второй план. В России начался расцвет моды на портреты.

Закажите иконостас с любым количеством рядов - в нашей компании. С иконами или без них. Подробную информацию уточняйте у наших менеджеров. К вашим услугам все средства связи (форма заказа на сайте, телефон, электронная почта).


 

Вам могут быть интересны и другие публикации:

Далее
Выберите стиль иконостаса
Классический
Древнерусский
Барокко
1
2
3
4
Спасибо,
что обратились в нашу
компанию!
Для оперативной связи с менеджером позвоните по номеру
8-800-550-8470