В этой статье мы расскажем о том, как сложилась судьба самых известных высоких иконостасов 15 века. Какие из них были разрушены, какие сохранены хотя бы частично, а какие удалось восстановить и реставрировать, позволив нашим современникам лицезреть творение иконописцев и мастеров резного искусства, творивших 6 веков назад!
Наша компания занимается изготовлением иконостасов любой сложности. Мы беремся, как за малые, так и за объемные проекты. Выполняем свою работу качественно, быстро, обеспечиваем поставку, при необходимости – разрабатываем индивидуальный проект. Подробнее смотрите на главной странице сайта и в других разделах. Уточняйте информацию у наших специалистов.
Грандиозными были иконостасы 15 века. Зачастую они представляли собой целую стену с многочисленными иконами. Ни в одной другой православной стране не создавались иконостасы таких впечатляющих размеров из десятков икон, выдержанных в едином стиле.
Сохранить высокие иконостасы, размеры которых впечатляют даже современников, несмотря на многие века, на войны, на пожары, на междоусобицы, на революционные и советские гонения на религию, несмотря на охоту коллекционеров и просто любителей наживы, несмотря на вандалов и тех, кто сжигал или портил иконы умышленно, либо случайно – задача, практически невозможная.
Достаточно одного естественного старения, чтобы потерять все иконостасы 15-го века.
Чаще всего страдал первый ряд таких иконостасов – он назывался местным, где находились иконы местного значения, те святые или те праздники, в честь которых была освящена церковь. Иногда в этот же ряд добавлялись и другие образы.
Первый ряд был наиболее доступным для хищений.
При этом более верхние ряды в старинных иконостасах обычно появлялись в позднее время, привозились из других церквей и храмов, достраивались и появлялись в последующие годы.
Старые иконы нередко продавались, уничтожались, иногда их обновление поручалось невеждам, многие иконостасы со сменой модных веяний нещадно переделывались.
Немалую роль сыграли и музеи. Не всегда позитивную. Пытаясь сохранить значимые иконы, они вывозили их в столицы. Не оставляя в регионах ничего значимого.
Еще одним фактором, повлиявшим на потерю части икон, стало настоящее преступление власти — распродажа сокровищ Эрмитажа в 1930-х годах.
Тем не менее некоторые из них так или иначе сохранились. Расскажем о них.
Считается, что древнейшим сохранившимся высоким иконостасом стал иконостас Благовещенского собора Московского Кремля.
Знать точную дату его постройки позволили летописные записи. Согласно им иконостас был создан в 1405 году. И большинство икон в нем были написаны Феофаном Греком, помогали которому Андрей Рублев и некий Федор с Городца.
Тем не менее доподлинно установлено, что иконостас этот является сборным. После пожаров сюда были перевезены иконы из других храмов, написанные в более поздний период.
Это еще один древний иконостас. Но сегодня он содержит части разных эпох. 14-го века, 15-го, 16-го и 17-го веков.
Известно, что примерно до 16-го века он сохранял ту композицию, с которой и задумывался. То есть это 12 икон праздничного чина и 5 икон деисуса.
Позже праздничный чин был дополнен еще 9-ю изображениями святых, деисусный – еще на 8. В тот же период достроен ряд пророческий, включающий 17 икон святых. Все это произошло в 1509 году. Тогда же появился и местный ряд, однако много раз менявший состав и количество образов.
Этот иконостас интересен тем, что был построен в 15 веке, он представлял собой высокий четырехъярусный иконостас и был наиболее обширным (включал в себя 60 икон). Сохранились почти все. Лишь 2 было утрачено. Однако в 17 веке этот древний иконостас был полностью разобран. Часть икон увезли в Москву, часть в Петроград. Однако, благодаря, исследователям и реставраторам удалось узнать весь состав этого памятника. При этом иконы из него хранятся в разных музеях страны.
Это еще один древнейший иконостас, созданный в 1408 году. Он был большим и высоким, полностью отвечая самому собору, являющемуся самым большим в Северо-Восточной Руси. Включал более 40 монументальных икон, деисусный ряд которого включал образы святых, выполненных в полный рост на деревянных щитах высотой более 3-х метров! Данные иконы называют самыми большими в истории древнерусской живописи.
Однако во времена моды на иконостасы в стиле барокко Успенский иконостас был частично уничтожен, частично распродан в другую церковь. Позже его пытались восстановить, собрать, но живопись начала 15-го века сохранилась лишь на малой части из них. А другие были переписаны.
13 уцелевших икон деисуса, сохранившихся на сегодняшний день, имеют общую протяженность 15 метров! Этого достаточно, чтобы впечатлиться и восхититься тому, как мог выглядеть полный ансамбль данного иконостаса.
Это единственный иконостас, который был практически не тронут собирателями. Он появился в 15 веке. Большинство икон в этом иконостасе пострадали от свечной копоти, которая сделала лики святых практически неразличимыми.
Иконостас включает 40 древних икон, одна из которых полностью принадлежит кисти Андрея Рублева (сейчас она хранится в Третьяковской галерее).
В годы Второй Мировой этот иконостас находился во временном хранилище. Остальное время – в самом монастыре. Но основательные работы по изучению и реставрации так и не проводились.
Несколько иконостасов древнейших церквей и храмов лишились части икон из-за музеев. Оказавшись там для реставрации, иконы становились собственностью музеев и уже не возвращались в свои родные храмы.
· Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
· Великие русские иконописцы и их роль при изготовлении икон для иконостасов.
· Тябловый иконостас: особенности, история, заказать изготовление
· Иконостас Успенского собора в Рязани: самый высокий деревянный иконостас в России.