Резьба флемская и резьба белорусская на иконостасах. История, особенности. Изготовление.

Одним из самых ярких украшений деревянных иконостасов является резьба флемская или белорусская. В этой статье мы подробнее поговорим о данных видах резьбы по дереву, в чем отличия, что общего. Какое значение данные виды резьбы играют при декоре иконостасов, в каких стилях были наиболее популярны.

А заказать иконостас с красивой объемной резьбой вы можете на нашем сайте. Обеспечиваем высокое качество, быстрые сроки выполнения, высокую точность.

объемная рещьба на иконостасах

Резьба белорусская:

Данный вид резьбы является художественными способом обработки дерева, выполненным методом вырезания орнаментальных и сюжетных композиций.

Чаще всего декоративно-ажурную резьбу использовали белорусские мастера при украшении храмов и дворцов в Московском государстве 17 века.

В целом данный вид резьбы как тип прикладного искусства в Белоруссии известен еще с 12 века. Резьба белорусская может быть контурной, выемчатой, рельефной или сквозной (ажурной).

При этом сквозная резьба в свою очередь могла подразделяться на плоско-ажурную и объемно-ажурную. У второй были профилированные рамки с поперечными желобками, которые после покрытия левкасом и позолотой, напоминали волны.


 

Сравнения с флемской резьбой

В одних источниках флемскую резьбу противопоставляют белорусской. В других объединяют их в единое понятие.

Есть версия, что разные народы заимствовали друг у друга идеи.

Резьба флемская происходит из Голландии и Фландрии. Является ажурной, барочной, объемной. В ней преобладают растительные мотивы, виноградные лозы, другие растения.

Флемская резьба – это витые колонны с капителями.

Применение данного типа резьбы стало популярным в 17 веке при украшении иконостасов.

Похожая резьба практиковалась в католических монастырях Фландрии.

Флемская резьба с высоким рельефом напоминала скорее скульптуру из дерева, чем резной декор.

Однако схожие черты характерны и для резьбы белорусской.

Это связано с тем, что флемская резьба активно развивалась в католических монастырях и костела и из Фландрии была занесена в Польшу. А затем оказала влияние и на украинскую, и на белорусскую резьбу. В связи с чем дошла и до Руси.


 

Какие инструменты использовались:

Для создания красивой объемной резьбы (флемской или белорусской) использовался ручной труд. До 17 века резчики применяли в своей работе продольные пилы, тесла, стамески, рубанки. И многие другие инструменты, позволяющие мастерам создавать из дерева настоящие произведения искусства.

 

Развитие белорусской и флемской резьбы в декоре Московских храмов и иконостасов:

В 17 веке получили широкое распространение иконостасы с резьбой, в том числе между иконами стали устанавливать резные столбики. Такое оформление приветствовалось патриархом Никоном. По его велению из-за границы стали приезжать мастера, выписывались книги по резному искусству.

Западные мастера работали не только над оформлением иконостасов, но и украшали резьбой храмы, соборы, Московский кремль, кареты, царские сундуки и даже игрушки для царевича Федора Алексеевича. Объемной резьбой был украшен и Коломенский дворец царя Алексея Михайловича, ею были оформлены крылечки и крыши, двери и наличники.

В оружейной палате тех лет числилось больше 20 резчиков-белорусов.

Наиболее яркие образцы иконостасов, выполненные в технике объемной рези, были выполнены для пятиярусного иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве, для Покровского собора в Измайлово, для Валдайского Иверского монастыря, для суздальской Успенской церкви, для рязанского Успенского собора, для Троицкой церкви в Останкино и ряда других церквей и храмов.

К творчеству белорусских мастеров относят и резной объемный декор на иконостасе Покровской церкви в Медведково (Москва).

Иконостас Троицкого собора в Пскове – несмотря на строгую форму прямоугольной рамы украшен резными виноградными гроздьями, цветами, плодами и другим объемным деревянным декором.
 

Объемная резьба в наше время:

Сейчас в помощь мастерам приходят современные станки с числовым программным управлением, они позволяют создать сложный объемный рельеф на изделии в кратчайшие сроки.

Станок режет благодаря программному управлению. Программа строится по 3д модели будущего изделия.

Это технология существенно сокращает сроки изготовления иконостаса, которые в 17-м веке могли составлять не месяцы, а годы.

Станок с ювелирной точностью вырежет на материале цветы и листья, плоды и завитки, ягоды и витые колонны.

Закажите иконостас с резьбой флемской или белорусской и мы изготовим его для вас в кратчайшие сроки.

Стоимость рассчитывается индивидуально и зависит от площади иконостаса, от сложности декора, от типа резьбы, от необходимости покрытия позолотой и других факторов.

Звоните, пишите, задавайте вопросы. Предоставим подробные консультации.


 

Вам могут быть интересны и другие статьи на сайте:

Изготовление резных иконостасов и храмовой утвари в Санкт-Петербурге с бесплатной разработкой проекта и монтажом. Подробная консультация по телефону: +79627218440 (whatsapp, telegramm).
Далее
Выберите стиль иконостаса
Классический
Древнерусский
Барокко
1
2
3
4
Спасибо,
что обратились в нашу
компанию!
Для оперативной связи с менеджером позвоните по номеру
8-800-550-8470