Иконостас из фарфора – редкий и необычный вариант, гораздо менее распространенный, чем иконостасы из дерева или камня. Однако в некоторых храмах можно встретить иконостасы из фарфора, изготовленные в прошлые времена или уже современниками. Ниже мы подробнее расскажем об иконостасах из фарфора, их особенностях, видах, истории происхождения, приведем примеры таких иконостасов.
Процесс изготовления таких иконостасов – очень сложен. Например, для получения одной только чашки из фарфора требуется произвести до 80 технологических операций. А представьте, сколько сил и времени нужно для изготовления иконостаса из фарфора?
Фарфоровые иконостасы имеют красивый снежно-белый цвет, обычно богато украшаются глазурной росписью, часто дополняются золочением.
В целом процесс изготовления таких иконостасов требует правильного подбора оптимальной рецептуры для производства фаянсовой массы и глазури, верно подобранные красители, определенные параметры обжига. При этом часть элементов изготавливается пустотелыми. Между собой детали крепятся на композитные клеевые составы. Компьютерные программы и здесь приходят на помощь, как и в случае с деревянными или мраморными иконостасами.
В середине 17 века в качестве материала для убранства церквей стали применять архитектурную керамику. Известно, что при патриархе Никоне было выполнено пять керамических иконостасов для Воскресенского собора.
В 19 веке керамическое производство в России получило бурное развитие. Наладили выпуск тонкого фаянса и крупнейшим керамическим предприятием стало товарищество Кузнецова, объединявшее 8 фарфорово-фаянсовых фабрик в разных губерниях. Тогда же был впервые представлен фаянсовый иконостас на Нижегородской ярмарке, впечатливший публику. После чего товарищество Кузнецова изготовило 38 фарфоровых иконостасов, установленных по всей стране.
Интересно, что в те времена отмечали в качестве достоинств фарфоровых иконостасов следующее: их прочность, красоту, изящество, легкость обслуживания («пыль и копоть стираются бесследно», как писали в одной из заметок о фаянсовых иконостасах). Было сказано и о том, что «деревянные иконостасы иссыхаются, резьба отваливается, золото тускнеет, а мраморные иконостасы – тяжелы, гладки и некрасивы».
Рубеж 20 и 21-го веков – это время возрождения традиций и реставрации старинных церквей и храмов. В эти годы возродилось и производство фарфорово-фаянсовых иконостасов. Их выпускают на Урале в городе Сысерть с 1998. При этом производители тщательно изучили традиции «кузецовских» мастеров. Приняли участие в реставрации и создании иконостасов для самых разных храмов и соборов.
К преимуществам фарфоровых иконостасов относят их красоту и необычность. Считается, что на них долго держится глазурь и позолота. А если деталь разобьется, то ее с легкостью можно заменить.
Тем не менее в качестве недостатков можно назвать сложное и долгое изготовление, высокую хрупкость, дорогостоящее производство.
Таким образом, в приоритете остаются деревянные иконостасы или иконостасы из мрамора, заказать изготовление которых вы можете в нашей компании. Подробности – на главной странице сайта. И в статьях.
Иконостасов из фарфора сохранилось гораздо меньше, чем иконостасов из дерева или камня, что связано и с высокой хрупкостью материала, и с гораздо меньшей распространенностью иконостасов такого вида. Тем не менее несколько интересных вариантов имеется, как из прошлых времен, так и из современности.
Уникальный фарфоровый иконостас сохранился в церкви Архангела Михаила, построенной в 1909 году на средства прихожан. Его можно назвать одним из древнейших. Иконостас находится в небольшом городке в Тамбовской области. Росписью и внутренним убранством церкви занимался московский иконописец – Михаил Дикарев. Возможно, именно он стал одним из создателей проекта иконостаса. Нет точных данных и о том, на какой именно фабрике изготавливали иконостас. Он чудом сохранился в советские годы, несмотря на то, что сама церковь какое-то время служила зернохранилищем.
В коллекции Эрмитажа хранятся фрагменты фарфорового иконостаса, происхождение которого до сих пор остается неизвестным. Есть несколько версий, но ни одна из них официально не подтверждена.
Сохранились осколки и одного из первых иконостасов, который хранился в Покровской церкви в селе Волокитино. Известно, что в ней же были колонны из фарфора, большие храмовые образа с рамами из фарфора.
Розовый иконостас в Алексеевском храме Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде изготовлен на фарфоровом предприятии города Сысерть Свердловской области.
Среди современных иконостасов можно назвать тот, что был установлен в городе Яровце Смоленской области в храме Георгия Победоносца. Дело в том, что во время раскопок на месте дореволюционного храма Петра и Павла было найдено множество фарфоровых осколков – остатки старого иконостаса. Фарфоровый иконостас имеет три ряда, между иконами установлены красивые столбики, венчается крестами.
И многие другие.