Низкий иконостас является отличной альтернативой иконостаса высокого, многоярусного. В этой статье мы расскажем чуть подробнее об иконостасах такого типа. А заказать изготовление низких иконостасов вы можете на нашем сайте. Можно выбрать вариант из типовых проектов или заказать индивидуальную разработку.
Считается, что низкие иконостасы – это веяние нынешнего времени, связанное с экономией ресурсов и времени при возведении современных храмов и их обустройстве.
Однако это не совсем так.
Низкая алтарная преграда существовала гораздо дольше, чем иконостас высокий. Вплоть от раннехристианской эпохи, когда появились первые базилики до древнерусских храмов всего домонгольского периода. Это несколько веков. А в Византии – и того дольше.
Еще в базиликах 6-го века были алтарные преграды, состоящие из одного яруса, подобные современным низким иконостасам.
Однако есть теория, что алтарная преграда – это не просто неполный иконостас, состоящий из одного местного ряда (иногда из 2-х-3х рядов), но самостоятельное архитектурное сооружение, которое в византийскую эпоху обладало собственными архитектурными особенностями.
Например, вместо Царских врат у них была специальная завеса. А иконы заполняли далеко не все пространство преграды. Устанавливалось ли 2 поклонных образа.
Таким образом алтарь и храм были ближе друг другу, являлись практически единым пространством.
Тем самым острее воспринималась настенная живопись, призванная представить определенную богословскую программу.
Кроме того, образ Богоматери в алтаре могу быть связан с образом Христа Вседержителя в купольной части храма.
В наше время, выбирая тип иконостаса, между высоким вариантом и низким (или алтарной преградой) стоит учитывать архитектуру храма, его роспись.
Например, в Покровском соборе в Ясеневе интерьер храма оформлен мозаичными узорами в византийском стиле. Здесь важную роль играют образы в алтарной апсиде. Тем самым была сделана реплика византийский мозаик, характерных для 12-го века. Таким образом, мозаики здесь будто бы заменяют иконостас, продлеваю его, а алтарная преграда выполнена предельно простая, одноярусная, с одним рядом икон, и лаконичными царскими вратами.
Еще один интересный пример современного решения в духе византийской эпохи – это восстановленный Феодоровский собор в Санкт-Петербурге. Один из его храмов оформлен низкой алтарной преградой, выполненной в форме парапета, совсем без икон. Тем самым обзору прихожан открывается красивая роспись апсиды (алтарной части храма), где изображены Христос и святые. Однако в другой части этого же храма, построенной по образцам русской церкви 17 века, оформлен классическим пятиярусным высоким иконостасом, полностью закрывающим алтарь. Этот иконостас был восстановлен по проекту начала 20-го века, ориентированный на допетровскую эпоху.
Считается, что низкий иконостас будет более логичным и правильным в небольших домовых храмах, в том числе в тех храмах, что расположены при больницах, при учебных заведениях и так далее. То есть там, где и площадь ограничена, и прихожан – немного. В данном случае лаконичное исполнение будет более правильным решением, чем выбор многоярусной сложной конструкции.
Кроме того, иконостасы одно- или двухъярусные используют в монашеских скитах. В некоторых случаях в них используется просто преграда, без икон. Иногда со створками для входа в алтарь, напоминающую Царские врата.
Оформление таких иконостасов может быть как предельно аскетичным, там и красивым, резным, обрамленным большим количеством традиционных резных элементов, характерных в православии. Это может быть богатый растительный декор, красивые витые колонны, кресты и птицы, вырезанные из дерева и так далее.
С точки зрения психологии считается, что невысокие преграды способствуют тому, что миряне и служащий священник лучше связаны друг с другом во время богослужения. У прихожан остается чувство большей причастности, чем при наличии высокого иконостаса.
Кстати, при обустройстве высоких иконостасов, именно для этого нередко оставляют проемы в царских вратах или прорезной узор, позволяющий лучше слышать, как проходит служба в алтарной части.
Существует немало примеров церквей и храмов с иконостасами одноярусными или алтарными преградами.
Однако, важно понимать, что иконостас не может быть полностью самостоятельным архитектурным произведением. Не должен он быть и просто копией любого другого иконостаса. Желательно, чтобы был разработан индивидуальный проект (либо адаптирован какой-то стандартный), в зависимости от типа храма, его стиля, его материала, архитектурных особенностей, площади, пожеланий заказчиков и так далее.
Обратиться за помощью вы можете к нашим специалистам. Создадим иконостас по индивидуальному проекту, любой сложности, любых размеров. Звоните, пишите, задавайте вопросы.