Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры – является наиболее древнейшим, сохранившимся высоким иконостасам. Дошедшим до наших дней. И доступным для всеобщего обозрения.
В этой статье мы расскажем немного подробнее об этом иконостасе.
А заказать изготовление высоких или средних, малых однорядных иконостасов вы можете в нашей компании. Используем в своей работе, как достижения современных технологий, так и ручной труд. Обеспечиваем высокое качество, разрабатываем индивидуальные проекты. Подробнее смотрите на главной странице сайта.
Считается, что самым первым высоким иконостасом (высоким, то есть включающим больше стандартных 3 рядов, состоящим из 4-5 рядов) был иконостас Успенского собора в городе Владимире. Был построен он в начале 15 века. И для тех лет стал настоящей новацией. Его создание связывают с росписью собора такими иконописцами, как Даниил Черный и Андрей Рублев, оказавшие максимальное влияние на развитие православных художественных приемов оформления церквей и храмов, заложивших множество традиций. Именно их руке и принадлежит пятый ряд православного иконостаса, на котором были изображены ветхозаветные пророки со свитками в руках, цитирующими их пророчества. Этот иконостас не сохранился. Но обнаруженные две иконы из него дают историкам основание предполагать о том, что именно тогда впервые стали добавлять чин пятый, называемый «пророческим».
Первым же сохранившимся пятиярусным сооружением стал иконостас, о котором мы и поговорим сегодня, созданный в начале 15 века.
Сам собор Троице-Сергиевой лавры, расположенный в Московской области – интереснейшее, древнейшее сооружение. Собор реставрировался, но в целом сохранился почти в своем первозданном виде.
В нем находятся мощи Преподобного Сергия Радонежского, что делает собор местом притяжения паломников со всей страны.
Здание было построено в 1422-1423 годах.
Белокаменный собор относят к памятникам зодчества.
При этом остается действующим и в наше время.
Несмотря на небольшие размеры (его высота не превышает 30 метров) конструкция здания создает впечатления массивного, основательного сооружения.
В барабане купола вместо обычных восьми – десять узких окон, из которых красиво льется свет на иконостас.
При этом все внутреннее пространство собора смотрится единым и целостным.
Иконостас в данном соборе особенный. И дело не только в том, что он является одним из старейших сохранившихся иконостасов.
И не в том, что это был один из первых иконостасов с 4-м рядом. Иконостас имеет еще несколько интересных особенностей.
Например, он является сплошным. Иконы в нем не были разделены алтарными столпами.
Иконостас должен был нести определенную идею, закладываемую в те времена. Он должен был представлять собой Церковь небесную, будто бы сошедшую на землю.
Именно здесь была написана икона «Троица» Андрея Рублева. Икона, признанная чудотворной и важнейшей для русского народа. Настоящая икона позже была передана Третьяковской галерее, тогда как в храме осталась копия.
Данный иконостас был сооружен в 1425-1427 годах. И является одним из важнейших памятников русской живописи 15 века. А еще данный иконостас позволяет судить о стилистике иконостасов всей эпохи.
Впервые иконы здесь изображались в новом живописном стиле, что обуславливают работой Андрея Рублева, его этапом творчества.
Иконы в данном иконостасе не раз описывались в трудах исследователях. По мнению одних из них, изображения восходят к традициям концы 14 века. По мнению других, открывают новый период в развитии московской живописи. По еще одной из версий часть икон были выполнены в старом стиле, часть в новом. Новый стиль характеризуется следующими чертами: изящество линий, удлиненные пропорции фигур, миниатюрность форм, тонкая манера письма, нежность образов.
Исследователи считают, что все дальнейшее развитие русской православной живописи было основано на тех приемах, которые впервые появились в данном иконостасе.
При этом влияние могли оказать византийские традиции, черты «античности», с гармонией и красотой форм.
Иконостасу Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры посвящены отдельные книги, альбомы с иллюстрациями, научным труды.
«Перу» Рублева приписывают образы, деисусного, праздничного и пророческого чинов.
Иконостас минималистичен. Резьба здесь не играет столь важного значения, как при изготовлении иконостасов других эпох. На первое место выходит живопись.
Фрески на стенах собора, в отличие от иконостаса, практически не сохранились.