Тот иконостас, о котором пойдет речь в публикации – выделяется на фоне других. Он считается настоящим произведением искусства начала 20 века.
Иконостас интересен своим наполнением. Иконы в нем выполнены определенным образом. В характерных цветах и исполнении, применяемых на заре развития православия. Они отразили интерес к древнерусской иконописи, возникший у многих авторов рубежа веков.
Долгое время данный памятник искусства хранился в закрытой части Пермской государственной художественной галереи и не выставлялся на всеобщее обозрение. Но в 2017 году был отреставрирован и с 2021 года периодически представляется зрителю.
Иконостас однорядный. Лаконичный в своем оформлении. Он был изготовлен в 1907 году, Николаем Рерихом, для Казанской церкви Успенского женского монастыря, расположенной в том месте, где сегодня находится современный железнодорожный вокзал в Перми.
Этот храм стоит и в наши дни. Церковь была построена в древнерусском стиле. Тому же стилевому направлению должен был отвечать и иконостас в нем.
Заказчиком стал купец Иван Григорьевич Каменский.
Имя Николая Рериха широко было известно в русской культуре. Не только в России, но и в мире.
Он создал больше 7 тысяч картин, расположенных сегодня в разных галереях мира. Написал больше 30 томов научной литературы.
Каменский (заказчик иконостаса) был известным Пермским благотворителем. Он долго жил в Москве и был знаком со многими художниками. Собирал произведения живописи, в том числе работы Рериха.
Церковь, которую возводили по его заказу должна была стать фамильной.
Иконостас для нее был поручен Рериху, как раз в связи со знакомством и уважением к трудам художника.
Сама церковь была небольшой и уютной. Соразмерным ей стал и иконостас.
Предполагалось, что все должно быть направлено на молитву, не отвлекая внимания от главного – от образов святых.
В результате получился однорядный иконостас, выполненный в стиле древнейшей русской традиции.
Он был красиво украшен позолотой и привлекал объемными венцами-нимбами.
Работа отражала приемы древнерусской иконописи и византийской культуры.
Строгого стиля у иконостаса нет, это скорее сочетание разных направлений. Эксперты считают, что здесь переплелись мотивы псковской архитектуры 12-13 веков, декоративное узорочье и другие мотивы.
В этом иконостасе Рерих проявил себя не только как художник, но и как искусствовед.
Здесь соблюдаются заветы древнерусских художественных школ, каноны, определенные иконографические схемы, манера письма, цвет, тип облачений и украшений.
Строгое соблюдение канонов связано и с тем, что перед созданием иконостаса Рерих совершал длительные экспедиции, посещал святые места Древней Руси, изучал памятники архитектуры и живописи.
Все это не могло не получить свое отражение в его творчестве и, в частности, в данном иконостасе.
Тем самым он чуть предвосхитил моду на возвращение к традициям иконостасов Древней Руси, возникшую как раз на рубеже веков.
Иконостас включает 13 икон.
Это две иконы с Предстоящими, две иконы с Архангелами, две иконы с Великомученицами, икона с Праздниками, Спас Нерукотворный, две иконы Евангелистов и Тайная Вечеря.
Семь икон расположены на Царских вратах.
Сами врата украшены надвратной сенью и столбиками
Тип живописи – под старину, на досках и левкасе, но темными оттенками масляной краски. Создается впечатление, что иконы потемнели от времени.
В качестве декоративного элемента – узорчатая басма (техника тиснения рельефа).
Поверх рельефа – слой металлической фольги. Получается своеобразная рама.
В целом вся алтарная преграда светлая, золотистая, тем ярче на ней выделяются темные образы с силуэтами святых.
В отличие от традиционных икон живопись Рериха имеет рельеф, проявляется фактура мазков. Отдельное внимание привлекают отполированные нимбы. Таким образом создается впечатление световой ауры. Особенно заметен данный эффект при свете лампад.
В 1920-м году иконостас был изъят из храма, передан в Пермский промышленный музей, а через два года в Пермскую художественную галерею.
В 1935 году икона архангела Гавриила из этого иконостаса была отправлена в музей изобразительных искусств в Екатеринбург, где она и осталась.
В 2010 году иконостас был полностью отреставрирован в Санкт-Петербурге, лучшими мастерами, укрепившими красочный слой, обработавшими древесину.
И лишь теперь иконостас начали выставлять для демонстрации посетителям музеев и ценителям творчества.
На нашем сайте вы можете заказать иконостас для дома или для храма, любой сложности, выполненный в любом стиле. Мы выполняем преимущественно работы по дереву. Украшаем иконостасы резьбой. Предлагаем широкий ассортимент однорядных иконостасов. Изготавливаем иконостасы в разных стилях. Используем, как традиции культуры, так и достижения современности.
У нас вы можете заказать домашний иконостас или иконостас для храма с разными типами резьбы, с различными вариантами конструкции (одноярусные или многоярусные). При необходимости разработаем индивидуальный проект – бесплатно!
Звоните, пишите, уточняйте информацию у наших специалистов.
· Домашний иконостас: где должен находиться, как расположить иконы, как выбрать образы.
· Великие русские иконописцы и их роль при изготовлении икон для иконостасов.
· Устройство первых древнерусских храмов. Первые иконостасы.