Иконостас Рериха: пример восстановления традиций Древней Руси

Тот иконостас, о котором пойдет речь в публикации – выделяется на фоне других. Он считается настоящим произведением искусства начала 20 века.

Иконостас интересен своим наполнением. Иконы в нем выполнены определенным образом. В характерных цветах и исполнении, применяемых на заре развития православия. Они отразили интерес к древнерусской иконописи, возникший у многих авторов рубежа веков.

Долгое время данный памятник искусства хранился в закрытой части Пермской государственной художественной галереи и не выставлялся на всеобщее обозрение. Но в 2017 году был отреставрирован и с 2021 года периодически представляется зрителю.

Особенности иконостаса:

Иконостас однорядный. Лаконичный в своем оформлении. Он был изготовлен в 1907 году, Николаем Рерихом, для Казанской церкви Успенского женского монастыря, расположенной в том месте, где сегодня находится современный железнодорожный вокзал в Перми.

Этот храм стоит и в наши дни. Церковь была построена в древнерусском стиле. Тому же стилевому направлению должен был отвечать и иконостас в нем.

Заказчиком стал купец Иван Григорьевич Каменский.
 

О создателе иконостаса:

Имя Николая Рериха широко было известно в русской культуре. Не только в России, но и в мире.

Он создал больше 7 тысяч картин, расположенных сегодня в разных галереях мира. Написал больше 30 томов научной литературы.

Каменский (заказчик иконостаса) был известным Пермским благотворителем. Он долго жил в Москве и был знаком со многими художниками. Собирал произведения живописи, в том числе работы Рериха.

Церковь, которую возводили по его заказу должна была стать фамильной.

Иконостас для нее был поручен Рериху, как раз в связи со знакомством и уважением к трудам художника.
 

Об иконостасе, особенности, стиль:

Сама церковь была небольшой и уютной. Соразмерным ей стал и иконостас.

Предполагалось, что все должно быть направлено на молитву, не отвлекая внимания от главного – от образов святых.

В результате получился однорядный иконостас, выполненный в стиле древнейшей русской традиции.

Он был красиво украшен позолотой и привлекал объемными венцами-нимбами.

Работа отражала приемы древнерусской иконописи и византийской культуры.

Строгого стиля у иконостаса нет, это скорее сочетание разных направлений. Эксперты считают, что здесь переплелись мотивы псковской архитектуры 12-13 веков, декоративное узорочье и другие мотивы.

В этом иконостасе Рерих проявил себя не только как художник, но и как искусствовед.

Здесь соблюдаются заветы древнерусских художественных школ, каноны, определенные иконографические схемы, манера письма, цвет, тип облачений и украшений.

Строгое соблюдение канонов связано и с тем, что перед созданием иконостаса Рерих совершал длительные экспедиции, посещал святые места Древней Руси, изучал памятники архитектуры и живописи.

Все это не могло не получить свое отражение в его творчестве и, в частности, в данном иконостасе.

Тем самым он чуть предвосхитил моду на возвращение к традициям иконостасов Древней Руси, возникшую как раз на рубеже веков.
 

Состав иконостаса:

Иконостас включает 13 икон.

Это две иконы с Предстоящими, две иконы с Архангелами, две иконы с Великомученицами, икона с Праздниками, Спас Нерукотворный, две иконы Евангелистов и Тайная Вечеря.

Семь икон расположены на Царских вратах.

Сами врата украшены надвратной сенью и столбиками

Тип живописи – под старину, на досках и левкасе, но темными оттенками масляной краски. Создается впечатление, что иконы потемнели от времени.

В качестве декоративного элемента – узорчатая басма (техника тиснения рельефа).

Поверх рельефа – слой металлической фольги. Получается своеобразная рама.

В целом вся алтарная преграда светлая, золотистая, тем ярче на ней выделяются темные образы с силуэтами святых.

В отличие от традиционных икон живопись Рериха имеет рельеф, проявляется фактура мазков. Отдельное внимание привлекают отполированные нимбы. Таким образом создается впечатление световой ауры. Особенно заметен данный эффект при свете лампад.
 

Дальнейшая судьба иконостаса:

В 1920-м году иконостас был изъят из храма, передан в Пермский промышленный музей, а через два года в Пермскую художественную галерею.

В 1935 году икона архангела Гавриила из этого иконостаса была отправлена в музей изобразительных искусств в Екатеринбург, где она и осталась.

В 2010 году иконостас был полностью отреставрирован в Санкт-Петербурге, лучшими мастерами, укрепившими красочный слой, обработавшими древесину.

И лишь теперь иконостас начали выставлять для демонстрации посетителям музеев и ценителям творчества.
 

Заказать иконостас:

На нашем сайте вы можете заказать иконостас для дома или для храма, любой сложности, выполненный в любом стиле. Мы выполняем преимущественно работы по дереву. Украшаем иконостасы резьбой. Предлагаем широкий ассортимент однорядных иконостасов. Изготавливаем иконостасы в разных стилях. Используем, как традиции культуры, так и достижения современности.

У нас вы можете заказать домашний иконостас или иконостас для храма с разными типами резьбы, с различными вариантами конструкции (одноярусные или многоярусные). При необходимости разработаем индивидуальный проект – бесплатно!

Звоните, пишите, уточняйте информацию у наших специалистов.
 

Вам могут быть интересны и другие статьи на сайте:

·      Домашний иконостас: где должен находиться, как расположить иконы, как выбрать образы.

·      Великие русские иконописцы и их роль при изготовлении икон для иконостасов.

·      Устройство первых древнерусских храмов. Первые иконостасы.

·      Резные иконы на иконостасах. Особенности. История.

Изготовление резных иконостасов и храмовой утвари в Санкт-Петербурге с бесплатной разработкой проекта и монтажом. Подробная консультация по телефону: +79627218440 (whatsapp, telegramm).
Далее
Выберите стиль иконостаса
Классический
Древнерусский
Барокко
1
2
3
4
Спасибо,
что обратились в нашу
компанию!
Для оперативной связи с менеджером позвоните по номеру
8-800-550-8470