В этой статье мы расскажем о том, как на Руси расписывали православные иконы. А на нашем сайте вы можете купить киоты, иконостасы, домашние и храмовые.
Старинные техники православной иконописи представляют собой уникальное искусство, вобравшее в себя вековые традиции и духовные ценности. Восходя к истокам, иконопись формировалась под влиянием византийских мастеров, которые использовали методы, переданные из поколения в поколение. Основным материалом служило дерево, на которое наносились специальные минеральные краски, подготовленные по традиционным рецептам с добавлением яичного желтка или масла.
В Древней Руси эта традиция продолжалась, иконы писались при помощи темперы. Темперой называют краски, выполненные на яичном желтке, масле и клеевом растворе Или такие, на которых связующим элементом является яичный желток, смешанный с водой.
Основа – деревянная. Она часто могла быть вытесана из бревна. При этом предпочтение отдавалась наиболее прочному слою дерева (внутреннему слою). Чаще всего заготовки поставляли столяры. Для больших икон могли соединять несколько досок.
Грунтующим слоем для икон был левкас – смесь из мела или алебастра с рыбьим клеем. Иконную доску необходимо было покрыть разогретым клеем, далее наклеивали паволоку, притирали ее. А затем наносили левкас, выравнивая и шлифуя.
После грунтовки уже можно было наносить рисунок. Сначала это была первая, черновая прорисовка мягким углем. Затем более насыщенную черной краской. И только потом переходили к написанию иконы.
Края было принято золотить, как и свет, венцы, другие детали. Затем рисовали одежды, строения. И только на последнем этапе – лики. При этом черты лица прорисовывались очень тонкими линиями.
Углубления и объем создавались темной краской. Светлые блики – светлыми.
Финальный слой – лак, на масляной основе.
В качестве образцов часто использовали «подлинники».
Каждая икона создавалась в духе глубокой символики. Мастера уделяли внимание не только изображению святых, но и их позам, жестам и цветовым сочетаниям, что придавало особое значение каждому элементу. Золотые фоны служили не просто украшением, но и олицетворением небесного света, соединяющего мир земной и божественный.
Иконописцы старались передать эмоциональную насыщенность, увековечивая лица святых с их мягкими, проницательными взорами.
Сам процесс написания икон считался делом священным, особенным. Важно было, чтобы художник все свое внимание фокусировал на создаваемом духовном предмете, проявляя верх мастерства и духовной благодати. Поэтому иконописец соблюдал все требования церкви, очищался духовно и физически. В целом работа иконописца – непростая, требовала навыков, опыта, знания техники.
К сожалению, лак на масляной основе имеет свойство со временем темнеть, поэтому старинные иконы часто чернеют настолько, что живопись практически не видно. Иногда на древние иконы наносились новые краски, иногда сверху рисовался совсем другой образ.
Современные техники иконописной живописи несколько отличаются от древних традиций, тем не менее, иконописные школы, расцветавшие на Руси, сделали немало для развития иконописи, передали традиции и тонкости искусства следующим поколениям, что позволило и в более поздний период получать красивые лики святых.
В те же времена формировалось и искусство резьбы на иконостасах. В наше время резьба создается мастерами с помощью современных технологий, что позволяет получать качественные изделия в кратчайшие сроки.
В нашу компанию вы можете обратиться за изготовлением иконостасов любых размеров и любой сложности, за созданием резных икон, за разработкой киотов и рам для икон. Ждем ваших звонков и заявок.