Стиль русско-византийский – самый популярный, с опорой на которой возводится большинство храмов. В данном стиле построены крупнейшие храмы в России – Храм Христа Спасителя в Москве и новый храм вооруженных сил РФ, также расположенный в столице.
В этой статье мы чуть подробнее расскажем о данном архитектурном стиле, чем он отличается, как формировался.
А заказать иконостас для церкви, изготовленной в русско-византийском стиле вы можете у нас на сайте.
Данное архитектурное направление зародилось в Российской империи, в первой половине 19 века. Его основоположником называют знаменитого архитектора Константина Тона. Его проектам принадлежат храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец в Москве и многие другие религиозные сооружения.
Эклектичный русско-византийский стиль эпохи царствования Николая I объединял декор древнерусской архитектуры и приемы русского классицизма. Стиль окончательно сформировался к началу 1830-х годов. И был признан самостоятельным целостным архитектурным направлением.
Ключевой идеей стиля было выражение самодостаточности России и ее религиозной преемственности по отношению к Византии.
Основы стиля были заложены в 1820-х года, архитекторами позднего русского классицизма.
А бурный расцвет стиль получил уже в 1830-х годах, как раз в связи с бурной деятельностью архитектора К. Тона. Тон разработал вариант стиля, названный «относительно византийским», успешно сочетающим монументальные объемы классицизма с деталями, характерными для соборов Московского Кремля и других архитектурных решений владимиро-суздальской школы.
Большую роль в формировании нового архитектурного течения играли сбор и адаптация материалов о древнерусском искусстве. Это, кстати, привело к созданию первой российской архитектурно-реставрационной школы.
В конце 18-го - начале 19-го века возник вопрос, а что же, собственно, является исконно русским, а что западноевропейским в русской культуре и искусстве. Уже тогда историк и археолог, Алексей Николаевич Оленин организовал экспедицию по крупнейшим древним русским городам с целью открытия и описания древних «достопамятностей». Так впервые начали изучать древнерусское искусство.
Его изыскания не сразу получили продолжение. Повлияла война 1812-го года. Но с другой стороны именно Отечественная война послужила и толчком к патриотическим настроениям в обществе. Что привело к новому витку в изучении исторических памятников и развития искусства. Именно в это время в литературе стали обращаться к фольклору, а в живописи к изображению сцен народного хозяйства.
Изучение же архитектурных памятников древнерусского зодчества повлияло на формирование русско-византийского стиля. Получив необходимые знания об исторических православных объектах, архитекторы начала 19 века сумели сформировать новое архитектурное направление, ориентированное на использование русских прототипов.
Свое влияние оказали и реставрационные работы. Принявшись восстанавливать древние памятники, в некоторых случаях оказывалось, что тот или иной объект восстановлению уже не подлежит и проще снести старое строение и возвести новое. Так было с Нижегородским собором. В результате чего, изучив все проекты, Николай I принял решение о необходимости строительства храма, как можно больше повторяющего черты старинного древнего собора, который был на этом месте ранее. В результате в 1835 году появился новый храм, совмещавший элементы исторического памятника и классицизма. Эту постройку можно признать одной из первых, выполненных в новом русско-византийском стиле.
Несколько иначе обстояли дела с восстановлением Десятинной церкви в Киеве. Архитектор в данном случае не имел возможности обстоятельно оценить внешний вид и архитектуру старого здания, ведь древний образец был разрушен еще в 13 веке. Остался лишь фундамент здания. В результате было проведено множество исследовательских работ, после чего были составлены проекты нового здания. Проект представлял собой стилизацию древнего русского зодчества, основанную на крестово-купольной системе (архитектурный тип христианского каменного храма, сформировавшийся в Византии и активно применяемый на Руси при постройке первых храмов и соборов).
С 1830-х годов стиль получил наиболее широкое распространение, что связано, прежде всего, с политикой государства и деятельностью архитектора К. Тона. С точки зрения власти классицизм не подходит под ключевые идеи времени, выраженные триадой: «православие, самодержавие, народность». Русско-византийский стиль стал отличным выражением этих идеологических установок.
В результате чего сначала была построена церковь Святой Екатерины у Калинкина моста. Крестово-купольный храм с тремя апсидами, пятью главами и внешнем декоре, характерном для русской архитектуры. Никола I увидел в этом проекте черты национальной народности. После чего Тону было поручено проектировать другие храмы и часовни в столице и в других городах. Например, в Санкт-Петербурге по его проектам было построено несколько полковых церквей, служивших одновременно мемориалами Отечественной войне 1812 года.
Храм Христа Спасителя в Москве стал кульминацией этой традиции. Он также был посвящен победе в войне 1812-го. И продолжал линию, разработанную Тоном при разработке эскиза церкви Святой Екатерины, сочетая древнерусский декор и жёстко симметричную структуру.
После чего многочисленные объекты в данном стиле неоднократно возводились и в других городах России.
Однако с 1860-х годов произошло переосмысление русской старины, выяснилось, что большинство древних памятников архитектуру не имеют никакого отношения к византийской культуре, в связи с чем началась разработка проектов церквей и храмов с ориентацией на примеры из Греции, Армении, Грузии.
Тем не менее русско-византийский стиль не исчез совсем и периодически встречались городские храмы и монастырские комплексы, построенные в данном стиле.
В советское время именно этот стиль церквей и храмов вызывал наибольшую нетерпимостью. Из-за несоответствия концепции новой коммунистической народности, из-за яркого выражения имперской концепции. В связи с чем множество сооружений, включая храм Христа Спасителя в Москве, были уничтожены. Например, в Санкт-Петербурге были взорваны построены все церкви, построенные по проектам Тона (кроме одного Преображенского храма на Аптекарском полуострове).
С начала 80-х годов в России начался бум строительства православных храмов. При этом многие храмы стали возводить в русско-византийском стиле, названным «русско-византийский стиль второй волны». В качестве прототипа выбраны постройки К. Тона.
Характерные черты: монументальность, наличие пяти глав, циркулярные и килевидные арки, пилястры.
Новый русско-византийский стиль отличается наличием эклектичных элементов, фрагментов других стилевых решений. Например, к числу особенностей современной интерпретации относят менее детальную проработку фасадов, подчеркнутый вертикализм построек, меньшую центричность.
Яркими образцами стали храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в Самаре, храм Во имя Всех Святых в земле Российской Просиявших в Екатеринбурге, храм Рождества Христова в Санкт-Петербурге и другие.
В том числе в русско-византийском стиле в 2020-м году был построен храм вооруженных сил России (подробнее о нем мы рассказывали в отдельной статье).
Заказать иконостас для храма в русско-византийском стиле вы можете у нас. Мы подберем индивидуальное решение, исходя из особенностей конструкции и архитектуры объекта. Изготовим иконостас в кратчайшие сроки. Применяем в своей работе современные технологии. Что позволяет получать более качественные и детально проработанные изделия, изготовление которых не потребует много времени.