Ретабло и лекторий: варианты иконостаса в католицизме

В этой статье мы расскажем подробнее о том, что такое ретабло и что такое лекторий. Какие они бывают. Чем отличаются. Чем характеризуются.

Заказать изготовление любого сооружения для церкви и храма (будь то ретабло, лекторий или католический иконостас) вы можете на нашем сайте. Разработаем индивидуальный проект. Создадим изделие в кратчайшие сроки.

Подробнее о католических иконостасах мы уже писали в отдельной публикации (смотрите по ссылке). А в статье ниже – поможем разобраться в остальных понятиях.


 

Что такое ретабло?

Ретабло – это испанский вариант иконостаса. Буквально переводится как «заалтарная картина». Это связано с тем, что иконостасы в католичестве находятся не перед алтарем, а за ним. И служит не для того, чтобы скрыть алтарь, а для того, чтобы поставить туда скульптурные и живописные изображения.

Ретабло обычно занимает всю стену от пола до потолка.

Считается, что предшественником ретабло стал доссаль – это часть алтаря, находящаяся за престолом.

Ретабло – это настоящее произведение архитектурно-декоративного искусства, включающее обрамление, орнаменты, фигурную скульптуру, живописные полотна.

Впервые ретабло появились в 14 веке в Испании. В дальнейшем получили распространение в странах Латинской Америки.

Иногда этим словом называют всю религиозную живопись Средневековья и раннего Ренессанса, поскольку именно для ретабло и создавалось большинство изображений.

Интересно, что в современной Латинской Америке на ретабло могут изображаться иллюстрации бытовых историй, выполненные самими прихожанами, посвященными тому, как им помог в жизни тот или иной святой.

Конструкция:

Ретабло имеет четкую, строгую конструкцию. Это стенка, прямоугольный каркас, с тремя четкими гранями, часто с тремя полями, обозначенными вертикальными тягами.

В центральной части ретабло обычно располагается наиболее крупное изображение. Это может быть Мария с младенцем, Распятие, святой, которому посвящен алтарь, либо какие-то евангельские сцены.

Боковые поля могут быть заполнены живописными полотнами на библейские темы горизонтальной или вертикальной ориентации, меньшего размера, чем центральный образ.

У подножия есть часть, называемая пределлой, здесь размещают небольшие картины, изображающие святых и сцены их жития, либо сюжеты Страстей Христовых.

Материалом для ретабло чаще всего служит дерево, иногда — мрамор, гипс.

Могут быть покрыты позолотой.
 

3 ключевых отличия между ретабло и иконостасом в православии:

Можно назвать3 характерных признака, отличающих ретабло:

  • Во-первых, это расположение. Иконостас стоит перед алтарем и престолом, отделяет эту часть храма от центральной части, скрывает. А ретабло в свою очередь ставится за алтарем, иногда является единой конструкцией с алтарной частью.
  • Во-вторых, в православных иконостасах применение скульптур минимально и их характер преимущественно декоративны, в том время как в ретабло – скульптуры применяются шире, они могут полностью заменять собою иконы.
  • В-третьих, это назначение: ретабло появилось в связи с необходимостью росписи заалтарной части, а иконостас – в связи с необходимостью вооружения алтарной перегородки.

Специалисты считают, что ретабло нельзя называть аналогом иконостаса в католичестве.

Было у католиков другое сооружение, называемое лекторий – оно больше походило на иконостас и было схоже с ним по назначению. Однако полностью вышло из употребления после 1545 года.
 

Лекторий в католических храмах:

Лекторий являлся алтарной преградой в позднем средневековье. Представлял собой резную прозрачную перегородку между алтарной частью храма и основной частью.

Материалом для изготовления таких перегородок служили камень, дерево или кованый металл.

Большое скульптурное распятие венчало такие лектории. Широкое распространение они получили в Англии, в Шотландии в Уэльсе. Иногда преграды было две.

В 16-17 века во времена контрреформации лектории были убраны во всех католических храмах.

Сохранились лектории только в англиканских и лютеранских церквях, преимущественно в Скандинавии.

Конструкция лектория включала помимо венчающего распятия две скульптуры по обеим сторонам от креста, как правило, они изображали Марию и Иоанна. Двери в этой преграде, как и в православном иконостасе отпирались только на время богослужения. Тем не менее об истинном значении таких преград споры существовали достаточно долго.

Изначально появился именно крест и лишь потом добавилась решетчатая преграда.

Однако в 18-19 веке большинство преград были разобраны.

лекторий

Изготовление алтарных перегородок (лекториев) или ретабло:

Заказать изготовление резных алтарных перегородок или ретабло для католических храмов вы можете у нас.

Высокое качество, индивидуальный проект, быстрые сроки выполнения работ.


 

Вам могут быть интересны и другие статьи на сайте:

Изготовление резных иконостасов и храмовой утвари в Санкт-Петербурге с бесплатной разработкой проекта и монтажом. Подробная консультация по телефону: +79627218440 (whatsapp, telegramm).
Далее
Выберите стиль иконостаса
Классический
Древнерусский
Барокко
1
2
3
4
Спасибо,
что обратились в нашу
компанию!
Для оперативной связи с менеджером позвоните по номеру
8-800-550-8470