В этой статье мы расскажем подробнее о том, что такое ретабло и что такое лекторий. Какие они бывают. Чем отличаются. Чем характеризуются.
Заказать изготовление любого сооружения для церкви и храма (будь то ретабло, лекторий или католический иконостас) вы можете на нашем сайте. Разработаем индивидуальный проект. Создадим изделие в кратчайшие сроки.
Подробнее о католических иконостасах мы уже писали в отдельной публикации (смотрите по ссылке). А в статье ниже – поможем разобраться в остальных понятиях.
Ретабло – это испанский вариант иконостаса. Буквально переводится как «заалтарная картина». Это связано с тем, что иконостасы в католичестве находятся не перед алтарем, а за ним. И служит не для того, чтобы скрыть алтарь, а для того, чтобы поставить туда скульптурные и живописные изображения.
Ретабло обычно занимает всю стену от пола до потолка.
Считается, что предшественником ретабло стал доссаль – это часть алтаря, находящаяся за престолом.
Ретабло – это настоящее произведение архитектурно-декоративного искусства, включающее обрамление, орнаменты, фигурную скульптуру, живописные полотна.
Впервые ретабло появились в 14 веке в Испании. В дальнейшем получили распространение в странах Латинской Америки.
Иногда этим словом называют всю религиозную живопись Средневековья и раннего Ренессанса, поскольку именно для ретабло и создавалось большинство изображений.
Интересно, что в современной Латинской Америке на ретабло могут изображаться иллюстрации бытовых историй, выполненные самими прихожанами, посвященными тому, как им помог в жизни тот или иной святой.
Ретабло имеет четкую, строгую конструкцию. Это стенка, прямоугольный каркас, с тремя четкими гранями, часто с тремя полями, обозначенными вертикальными тягами.
В центральной части ретабло обычно располагается наиболее крупное изображение. Это может быть Мария с младенцем, Распятие, святой, которому посвящен алтарь, либо какие-то евангельские сцены.
Боковые поля могут быть заполнены живописными полотнами на библейские темы горизонтальной или вертикальной ориентации, меньшего размера, чем центральный образ.
У подножия есть часть, называемая пределлой, здесь размещают небольшие картины, изображающие святых и сцены их жития, либо сюжеты Страстей Христовых.
Материалом для ретабло чаще всего служит дерево, иногда — мрамор, гипс.
Могут быть покрыты позолотой.
Можно назвать3 характерных признака, отличающих ретабло:
Специалисты считают, что ретабло нельзя называть аналогом иконостаса в католичестве.
Было у католиков другое сооружение, называемое лекторий – оно больше походило на иконостас и было схоже с ним по назначению. Однако полностью вышло из употребления после 1545 года.
Лекторий являлся алтарной преградой в позднем средневековье. Представлял собой резную прозрачную перегородку между алтарной частью храма и основной частью.
Материалом для изготовления таких перегородок служили камень, дерево или кованый металл.
Большое скульптурное распятие венчало такие лектории. Широкое распространение они получили в Англии, в Шотландии в Уэльсе. Иногда преграды было две.
В 16-17 века во времена контрреформации лектории были убраны во всех католических храмах.
Сохранились лектории только в англиканских и лютеранских церквях, преимущественно в Скандинавии.
Конструкция лектория включала помимо венчающего распятия две скульптуры по обеим сторонам от креста, как правило, они изображали Марию и Иоанна. Двери в этой преграде, как и в православном иконостасе отпирались только на время богослужения. Тем не менее об истинном значении таких преград споры существовали достаточно долго.
Изначально появился именно крест и лишь потом добавилась решетчатая преграда.
Однако в 18-19 веке большинство преград были разобраны.
Заказать изготовление резных алтарных перегородок или ретабло для католических храмов вы можете у нас.
Высокое качество, индивидуальный проект, быстрые сроки выполнения работ.