Изразцы – это плитки из обожженной глины, расписанные вручную. Были традиционными на Руси. Часто использовались для облицовки каминов, печей, стен. Однако нередко применялись и для декора иконостасов.
Ниже мы расскажем об изразцовых иконостасах. Их особенностях. Изготовлении.
А на нашем сайте вы можете заказать классический деревянный иконостас, разработанный индивидуальному проекту.
По одной из старинных технологий глину для изделий выдерживали 2 года в специальных земляных ямах, чтобы она «созрела» и, тем самым, качество материалов сделалось бы еще более высоким.
Изразцы мастера расписывали вручную. При этом их количество могло достигать 5-6 тысяч штук.
Техника росписи изразцов напоминает фресковую живопись, где стены расписываются по сырой штукатурке.
Далее плитки складываются в рисунок.
Важная техническая особенность изразцов – наличие с тыльной стороны коробчатого выступа – румпы, предназначенного для крепления. А с лицевой стороны изразцы могут быть гладкими или трехмерными, объемными. При этом покрытыми разноцветной глазурью или эмалью. Но встречались и неглазурованные (терракотовые) изразцы.
В целом слово изразец в современном мире обозначается словом «кафель», то есть по сути это кафельная плитка, керамическая плитка.
Изготовление изразцов — процесс дорогой, сложный, многоступенчатый. Глина для изразцов – капризная и непостоянная. Сложно предсказать, что получится в конце работы. После обжига в печи результат может оказаться самым непредсказуемым.
Занимались изготовлением изразцов резчики и гончары или каменщики, имевшие опыт обжигания кирпича.
На Руси терракотовые изразцы создавали с 15 века. Их покрывали эмалями ярких цветов.
Изразец имел вид квадратной коробки с толщиной лицевой пластины не более 1 см. На лицевой стороне делалось изображение посредством оттиска рисунка, вырезанного из дерева. Тем самым деревянная матрица (чаще всего вырезанная на липовой доске в негативе) создавала нужный декор на глиняной поверхности изразца. На оборотной стороне крепилась румпа, за счет которой пластина держалась на кладке.
В 17 веке изразцы начали использовать для наружного декора зданий, в том числе для украшения церквей и храмов. В Москве яркими изразцами дополнили убранство храма Василия Блаженного, фасады церкви Троицы в Никитниках.
В эту эпоху крупные изразцовые центры были в разных городах по всей стране. Чаще всего изразцы создавались для печей.
В 17 веке патриарх Никон основал мастерскую по изготовлению изразцов в Иверском монастыре. Мастера «ценинного дела» (ценинным называли работу с фарфором, глазурью, изделиями из них) приезжали из Польши и Белоруссии.
Спустя какое-то время, когда правление патриарха Никона осталось в прошлом, работы были приостановлены. Но в 18 веке производство изразцов в некоторых монастырях возобновили. Изразцы уже были не рельефные. Они чаще выпускались гладкими и с орнаментом, нанесенным краской.
Однако один из белорусских мастеров – Степан Полубес, создавал изразцы с рельефом, напоминавшим флемскую резьбу, столь популярную при работе по дереву.
Керамикой украшались не только фасады зданий и их интерьеры. Изразцовые иконостасы, начиная с 16-17 веков, появлялись в тех или иных храмах.
Примеры таких иконостасов:
В наше время в процессе реставрационных работ или при возрождении памятников архитектурны церковного значения также нередко заказывают иконостасы, выполненные в изразцовой технике.
Примеры изразцовых иконостасов нашего времени:
И многие другие.
Однако широкого распространения данная технология не получила из-за сложности работы с керамикой, из-за высокой цены, из-за недостатка мастеров.
На нашем сайте вы можете заказать качественные и красивые иконостасы из дерева или камня. При необходимости изготовим формы для создания изразцов.