В различных городах по всей России ведется восстановление церквей и храмов, а также иконостасов, потерянных в годы Революции и в период советской власти, когда шли гонения на религию. Однако сохранились фотографии, с помощью которых можно восстановить храмы и иконостасы, практически точь-в-точь совпадающие по своему внешнему виду с теми, что были ранее.
Заказать изготовление иконостаса вы можете в нашей компании. Мы готовы создать индивидуальный проект, с учетом ваших пожеланий. Принимаем в работу фото, эскизы, описания.
Сегодня мы расскажем вам о том, как восстанавливался утраченный иконостас Смольного собора в Санкт-Петербурге. И как в целом происходит реконструкция утраченных церковных объектов.
Смольный собор – один из красивейших храмов в Санкт-Петербурге, местная достопримечательность, посмотреть на которую приезжают со всех регионов России.
Он значительно отличается от остальных соборов, строившихся в духе барокко с его роскошью и позолотой. Лаконичный, строгий.
Собор с колокольней начал возводиться по проекту архитектора Растрелли в 1750-е года, казна щедро финансировала создание собора и монастырских зданий. Однако во время Семилетней войны денежные средства поступать перестали. И окончательная достройка выполнялась уже в 1820-е. Тогда же были возведены три иконостаса, однако позже их решают заменить. Эти иконостасы были белые, с золоченной резьбой, они были выполнены в классическом стиле. Дополняла обстановку балюстрада с хрустальными балясинами. Но вскоре посчитали, что иконостасы не соответствуют стилю храма. Однако иконы из него решили сохранить.
В 1875 году внутри собора появились новые иконостасы. Самый значимый из них – центральный. Его высота была чуть больше 22-х метров. Известно, что каркас иконостаса был выполнен из металла, обрамление – резьба из дерева, покрытая позолотой. Иконы были написаны известными художниками, стиль изображения – барокко и классика.
Иконостас был утерян в советские годы (полуразрушенный иконостас сохранялся вплоть до 1972 года, когда его окончательно демонтировали).
Считается, что на место иконостаса хотели установить экспонаты, посвященные 50-летию СССР. При этом осталось неизвестным куда разместили останки конструкции иконостаса. Нигде не осталось записей ни об уничтожении, ни о передаче на хранение.
Однако сохранились четкие снимки этого сооружения, по которым и происходили работы по восстановлению святыни.
В 2016 году собор вновь был передан Русской Православной церкви.
К вопросу восстановления иконостаса пришли в 2017 году, когда собор вновь был вернут в лоно Церкви.
Специалисты собрали все сохранившиеся документы, фотографии, чертежи. К сбору информации подключились и ученые-историки. Учли и резьбу сохранившихся барочных иконостасов 18 века, в духе которых создавал проект и архитектор последнего иконостаса Смольного собора.
В результате был создан каркас, деревянные резные элементы, с сохранением пропорций и масштаба, были написаны иконы.
Ведутся и другие работы по восстановлению исторического облика внутренней части собора.
Восстановление иконостасов – это сложный и многогранный процесс, требующий сочетания художественных навыков, исторических знаний и технических умений. Иконостас, как важный элемент православного храма, не только служит местом для размещения священных образов, но и является важной частью архитектурного облика церкви. Возрождение утраченных деталей, таких как резьба и живопись, играет решающую роль в сохранении культурного наследия.
Перед началом работы необходимо провести детальное обследование сохранившихся частей иконостаса. Это помогает определить степень повреждения и выбрать подходящие методы реставрации. Применяются как традиционные техники, проверенные временем, так и современные материалы, что позволяет обеспечить долговечность восстановленных элементов.
Следующий этап – восстановление живописи и позолоты. Здесь важна максимальная точность, чтобы достичь гармонии между восстановленным и оригинальным. Используются научные методы, такие как анализ материалов и технологий, что позволяет не только восстановить иконостас, но и сохранить его историческую ценность.
Далее работы поручаются специлистам. Мастерские вырезают резной декор. Художники создают живописные полотна икон.
Таким образом, реставрация иконостасов требует внимания к деталям и уважения к традициям, что делает этот процесс не только работой, но и настоящим искусством.
В нашу компанию вы можете обратиться за изготовлением резного деревянного декора и резных иконостасов в целом. Мы изготавливаем иконостасы и другие предметы церковного убранства. Обеспечиваем высокое качество, быстрые сроки выполнения, достойный результат. Есть возможность покрытия отдельных деталей или всего иконостаса позолотой. У нас работают опытные мастера.
Звоните, пишите, оставляйте заявки на сайте.