Роспись стен православных храмов

С самого раннего периода христианства стены церквей принято украшать иконами и настенной росписью. Зачатки системы этого вида живописи разработали еще в искусстве Византийского периода. Актуальны они и по сей день.

Настенные рисунки в храмах – это не хаотичный набор иллюстраций Библейских сюжетов. Очень четко на этот счет высказался историк искусства Отто Демус (Австрия): «Ансамбль византийской монументальной живописи существенно проиграет, если рассматривать его как сумму отдельных композиций. Эти композиции не задумывались как независимые произведения. Их создателей в первую очередь заботили взаимоотношения образов друг с другом, с архитектурным обрамлением и со зрителем».

Итак, настенная живопись православных храмов – это стройная система, которая подчиняется законам канонической росписи. И смысл ее не только в том, чтобы научить, показать истины христианской веры. Пришедший в храм становится будто частичкой событий, которые отражены на стенах. Изображения кажутся трехмерными. К этому изначально и стремились Византийские мастера. Это прослеживается и в сегодняшней росписи храмов.

Традиционное расположение сюжетов на стенах церкви

Купол и свод алтаря – символы небесного царства, потому именно туда наносят изображения Христа Пантократора или Святой Троицы. Основу купола украшают лики праотцов и ветхозаветных пророков. Далее – своды храма и верхние части стен: туда наносят изображения сюжетов из евангельской истории и земной жизни Иисуса Христа. Ниже, на втором ярусе стен, принято изображать события, связанные с деяниями апостолов. Изображения на следующем ярусе, его принято называть храмовым, посвящают тому событию или святому, в честь которого возвели церковь. И, наконец, нижние части стен храма представляют себе, в отличие от купола и алтаря, земной мир. На этом же уровне, вместе с ликами святых, пребывает пришедший в храм человек.

Живописное убранство храмов Руси

В конце Х и в XI веке стены храмов расписывали приглашенные из Греции мастера. Век спустя, с XII столетия, к работе приступили русские художники. После постройки церкви сразу же браться за кисти было невозможно: ждали не меньше года, пока стены полностью просохнут. А дальше работать приходилось в ускоренном темпе, ведь роспись пытались закончить за один теплый сезон, с начала мая до конца сентября.  

Работали мастера по образцам. Особенно когда расписывать приходилось купол и полукруглые своды. Так было проще сконструировать композицию и понять, где правильнее расположить отдельные фигуры сюжетов. Ведь писать на куполообразной поверхности далеко не то же самое, что расписывать ровную стену. Чтобы лики выглядели  пропорциональными, писать их нужно чуть искаженными.

К сожалению, из-за частых набегов врагов и ещё более частых пожаров история Древней Руси оставила нам небольшое наследие церковной росписи. Фрески из разрушенных храмов кистей Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, Митрофана, Василия Ильина, Ивана Филатьева и других мастеров хранятся в музеях. Например, вот эту фреску с изображением святой Феклы, собрали по кусочкам.

роспись храмов и церквей

Она была частью росписи Лужецкого монастыря в Можайске. Он простоял три века, прежде чем его, в 1812 году не разрушили и не подожгли солдаты армии Наполеона. Сейчас фреска хранится в одном из музеев Москвы.

            А вот эти фрагменты росписи украшали стены Троицкого Собора Макарьевского монастыря в г.Калязине. Святые апостолы, образы святых Иоакима и Анны, сцены из Библии: все это принадлежит кисти 17 художников, в том числе Ивана Филатьева и Василия Ильина.

помещение храма - роспись

Собор затопили при строительстве гидроэлектростанций. До этого ученые смогли отделить от стен и вынести большую часть росписей. Работать было непросто: дело шло зимой. На краску они намораживали ткань и откалывали штукатурку. Сейчас фрагменты хранятся в разных музеях страны.

Но есть и те, что до сих пор украшают стены храмов. Например, изображение Спаса Вседержителя в куполе  церкви Спаса Преображения на Ильиной улице Новгорода. Мастер Феофан Грек создал рукопись за лето 1378 года.

помещение храма - роспись

Церковь не раз подвергалась нападениям. Очень пострадала она во время Великой Отечественной войны: в один из сводов храма попал снаряд. Сейчас храм отреставрировали.  

Далее
Выберите стиль иконостаса
Классический
Древнерусский
Барокко
1
2
3
4
Спасибо,
что обратились в нашу
компанию!
Для оперативной связи с менеджером позвоните по номеру
8-800-550-8470