Согласно летописям, дата создания этого иконостаса – первая половина XV века. Он считается самым древним из тех, что сохранились до наших дней. Но, к сожалению, сохранился он не полностью.
Иконы, расположенные на втором и третьем ярусе, написаны на стыке XIV-XV веков. Те, что выше – лишь столетие спустя. Серебряные с позолотой Царские врата, установленные по центру нижнего чина, созданы в 19 веке.
Иконостас Благовещенского собора называют сборным. Авторы первоначальной версии – известные иконописцы Андрей Рублев и Феофан Грек.
Интересный факт: в нижнем ярусе этого иконостаса предусмотрено место для изображения покровителя действующего государя. Когда царь умирал, икону уносили, а взамен создавали новый образ покровителя того государя, что входил на престол.
Ещё один иконостас, созданный в первой половине XV века. Он пятиярусный, но не имеет ни единой перемычки между иконами.
Это лишний раз подчеркивает целостность явления Небесного Царства земной Церкви. Первые три яруса – деисусный, праздничный и пророческий – принадлежат кисти Андрея Рублева и мастеров его артели. Деисусный ряд включает в себя 15 икон с ликами святых, преимущественно воинов-великомучеников Георгия и Димитрия. В праздничном ряду 19 образов – сюжетов из Евангелия. И последний на то время, третий, пророческий ряд, включает в себя 12 икон, на которых изображены пророки. И это самая древняя из всех известных работ, изображений пророков на иконостасе.
Именно для иконостаса Троицкого Собора Троице-Сергиевой Лавры выдающийся иконописец Андрей Рублев написал самое известное в мире русской иконописи произведение «Троица». Сейчас в Соборе копия, икону в 1929 году перенесли на хранение в Государственную Третьяковскую Галерею. Но, несмотря на это, комплекс икон Троице-Сергиевской Лавры – единственный в России, что с начала 15 века хранится в том же Соборе, для которого и был создан.
Иконостас прочно хранит печать времени, ведь к нему уже много десятилетий не подпускают ни реставраторов, ни искусствоведов. Из-за этого он остается самым малоизученным.
С южной стороны иконостаса хранятся мощи основателя монастыря Преподобного Сергия Радонежского.
Дата постройки Собора – 1490 год. И это самый древний каменный храм севера Руси.
Иконы в монастыре написаны чуть позже – в самом начале XVI века. Они принадлежат кисти московского иконописца и продолжателя традиций Андрея Рублева Дионисия и его учеников. Больше ни в одном храме России не сохранилась такая коллекция росписей Дионисия в таком хорошем состоянии.
Всё, что датировано 16 веком, признано памятником всемирного наследия, образцом иконописи, и охраняется ЮНЕСКО. До нашего времени удалось сохранить больше половины образов тех лет. Начиная с 18 века, иконостас начали расширять и добавили иконы кистей других мастеров.
Этот храм - самый большой горняцкий храм России.
Первые прихожане вошли в него в 2012 году, а в День шахтёра, 25 августа 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил его. Собор построили как мемориал 67 шахтерам, которые погибли в декабре 1997 года. Одна из самых почитаемых икон здесь – лик Святой великомученицы Варвары, покровительницы горняцкого дела. Несмотря на возраст храма, иконостас его прославился уже на весь мир. Изготавливали его на протяжении двух лет, по частям – в Сибири, Москве и в Германии. Воедино собрали в Новокузнецке. Это и неудивительно, иконостас Собора огромный, почти с пятиэтажный дом. Вмещает около 170 икон.
Сделан иконостас из дерева и украшен резьбой, керамическими вставками, серебряной чеканкой и даже басмой, что сегодня встречается крайне редко.
Храм возвели ещё в начале 17 века в стиле пышного барокко. В наши дни главная его достопримечательность – это иконостас. Выполнен он, не как большинство, из дерева, а из фарфора. Для России это крайне редкий элемент церковного убранства.
Создали иконостас в 2005 году. Вместе с венчающим крестом высота его 10 метров. Внутри 23 иконы, которые написали мастера из Палеха.
Храм является памятником старорусского культового зодчества. Но, к сожалению, первоначальный иконостас сохранился в нём лишь частично (только нижний ряд и Царские врата).
Уникальность его заключается в том, что ярусов в этом иконостасе не 4 или 5, как мы привыкли видеть, а 9. Подобных иконостасов в России насчитывается всего три.