Что же такое иконостас? Это главный предмет убранства церкви. Представляет собой высокую многоярусную перегородку, украшенную иконами.
У иконостаса два назначения. Первое – визуально отделить алтарь от основной части храма, скрыв тем самым таинство подготовки священника к богослужению от посторонних глаз. Второе – рассказать прихожанам историю сотворения человека Господом при помощи святых образов.
Слово иконостас пришло к нам из Греции. Там оно образовалось из двух частей: «εἰκών» — изображение и «στάσις» — место стояния.
Убранство иконостаса бывает двух типов: тябловый и рамочный.
Тябловый иконостас представляет собой балки, на которых размещены иконы. Эти балки и называют тяблами. Для красоты их иногда украшают поверхностной низкорельефной резьбой или росписью. Но главное в тябловом иконостасе: именно иконы (легкий декор тяблов носит вспомогательное значение).
Подобные иконостасы сейчас мастерят редко. Особой популярностью они пользовались в XVII веке в древней Византии и на Руси.
Рамочный иконостас украшают куда более пышно: объемная резьба, великолепные рамы, а иногда даже скульптуры. Чтобы всё внимание не пало на оформление иконостаса, иконы делают более крупными.
В большинстве православных храмов устанавливают именно рамочные иконостасы. По стилистике их относят к модерну, умеренному классицизму и эклектике.
К какому бы типу не относился иконостас, он всегда разделён на несколько ярусов (как правило, количество их не более пяти). Рассматривать иконы следует, начиная с верхнего яруса, двигаясь к нижнему. Именно так можно проследить всю историческую последовательность сотворения Богом человека, которое отражено на иконах.
Итак, самый верхний, пятый, ярус носит название «Праотеческий».
Четвёртый – «Пророческий».
Третий ярус – «Праздничный».
Второй – «Деисус».
Первый ярус, или Нижний чин, называется «Местный ряд».
Местный ряд
В центре иконостаса находятся двустворчатые Царские врата. На них – апостолы, которые написали Евангелие: Матфей, Марк, Лука, Иоанн Богослов. Кроме их ликов на Царских вратах размещают икону Благовещения. Бывает, что украшением врат служит изображение голубя: птица – словно олицетворение Святого Духа, третьего лица, который и совершает церковное таинство.
Над вратами – образ Тайной Вечери. По бокам, в нижнем ряду – иконы Христа и Божьей Матери. Справа от Господа традиционно размещают икону с изображением того, кому или чему посвящен сам храм (святому или какому-либо событию).
Деисус
В центре второго ряда прямо над Царскими вратами – икона Христа-Пантократора, сидящего на престоле.
По бокам от Иисуса Христа расположены изображения Богоматери и Иоанна Предтечи. Обе фигуры обращены к Господу с молитвой. Именно поэтому второй снизу ярус и носит название Деисус, в переводе с греческого это означает «моление». Далее по сторонам размещают иконы с изображениями архангелов, апостолов, просветителей, великомучеников и других святых.
Праздничный ряд
В этом ряду расположены иконы с изображением главных православных праздников. Все они имеют меньший, в сравнении с иконами из остальных рядов, размер. Кроме того, здесь же размещают образы Страстей Христовых. Случается и такое, что для икон с этими образами выделяют отдельный ряд.
Пророческий ряд
На этом ярусе размещены лики ветхозаветных пророков и других людей, которые связаны с предвестием рождения Христа. В руках у них свитки с цитатами пророчеств или символы, атрибуты, которые также напрямую связаны с предсказаниями. Например, у Даниила – камень, который откололся от скалы (предзнаменование родившегося у Девы Марии Иисуса Христа). В центре ряда – икона Знамение Пресвятой Богородицы или Богоматери с младенцем.
Праотеческий ряд
Здесь, как и следует из названия, располагаются иконы с изображениями предков Иисуса Христа (Адама, Евы, Авеля), а также святых Ветхого Завета. В центре – икона «Отечество». На святыне – Господь в трех обличиях и это символ его триединства. «Отечество» – один из самых обсуждаемых образов в православии. Перед этой иконой молятся об отпущении всех, даже смертных, грехов.
На вершине иконостаса размещают крест или икону «Распятие». Это символ смерти Иисуса, которая и привела его и весь род человеческий к вечной жизни. И это словно кульминация всего иконостаса, которая ещё раз подчеркивает тесные взаимоотношения Бога и человека.
Декор иконостаса прежде всего показывает красоту Небесного Царства. Каждый элемент символичен. Орнаменты в виде цветов и трав – это знаки добродетелей рая. Гроздья и лоза винограда, колосья пшеницы – напоминание о таинстве Евхаристии (причастия) – главном, что только может произойти в православном храме. Изображают на иконостасах и христианские символы: якорь (знак верности и стойкости), рыбу (зашифрованное имя Спасителя), орла (символ высоты истин веры), лилию (знак чистоты и непорочности), птицу Феникс (словно образ Воскресения, основанный на легенде о вечной птице) и другие.
Первые упоминания об алтарных перегородках появились в IV веке н.э. Тогда они были невысокими, но позволяли скрыть всё, что происходило у алтаря. Чем наряднее и величественней стали украшать храмы, тем масштабнее становился иконостас. Первое упоминание о четырехъярусной алтарной перегородке датируется началом XIV века. Уже спустя столетие, в XV веке, подобные иконостасы стали традиционными. Позже, после времен правления Петра I, зодчество храмов пошло в ногу со временем и стало подчиняться модным в то время стилям в архитектуре: начали появляться иконостасы, выполненные в стиле барокко, классицизма и даже готики и модерна. Сейчас мастера работают в разных направлениях и создают иконостасы в самых разных стилях.