Храм Владимирской иконы Божьей Матери в Быково признан выдающимся памятником русской архитектуры и садово-паркового искусства рубежа XVIII столетия. Его облик вызывает ассоциации с различными европейскими замками.
Храм, отделанный белоснежным камнем, отличается уникальной архитектурой, резко отличающей его от большинства московских церквей той эпохи.
Стиль храма – псевдоготика.
Его привлекательный внешний вид вызывает интерес туристов. И не случайно. Церковь романтична, загадочна, и невероятно красива. Расскажем о ней подробнее в этой статье.
Первые упоминания о храме в Быково относятся к XVII веку, когда он представлял собой деревянную постройку. Позднее, в 1704 году, усилиями двора построили каменную церковь Рождества Христова. Следующий этап наступил, когда владельцем поместья стал Михаил Измайлов, генерал-губернатор Москвы, получивший эти владения от Екатерины II. Желая увековечить память о своей любимой жене Марии Нарышкиной, Измайлов приступил к строительству нового храма в 1789 году.
Супруги прожили счастливо вместе двадцать пять лет, но наследников не имели. Потеря жены глубоко потрясла графа, и он распорядился снести ветхий старый храм, возведя на его месте новый памятник вечной любви.
Наиболее вероятным автором проекта называют известного архитектора Василия Баженова.
Согласно другой легенде, Быково однажды посетила сама императрица Екатерина II, но подивилась тому, как грустно выглядит имение. Тогда и задумал Измайлов преобразить усадьбу, оформить ее в европейском стиле, чтобы восхитить императрицу
В XIX веке рядом с храмом появилась колокольня, выполненная в похожем стиле.
В трагической судьбе храма перелом произошел в 1930-е годы, когда здание оказалось закрытым. С куполов сбили кресты, сбросили колокола, сожгли книги и иконы, расстреляли всех священников.
А задние сначала использовалось как швейная мастерская, позже — как складские помещения.
Только спустя десятилетия, в 1989 году, церковь вновь вернулась в ведение Русской православной церкви. В данное время идут восстановительные работы.
Здание включает два уровня: верхний храм, посвященный Владимирской иконе Божьей Матери, и нижний, расположенный в подвале, именуемый Христорождественским.
Главный вход украшен эффектной двустворчатой лестницей, одновременно служащей порталом в нижнюю церковь Рождества Христова. Историки считают, что эта конструкция создана известным русским архитектором Матвеем Казаковым.
Симметрия линий здания идеально выдержана, а фасад декорирован изящными круглыми барельефами с изображением супругов Измайловых.
Фасад здания отделан белым известняком — так называемым «подольским мрамором», придающим сооружению ощущение воздушности и чистоты. Несмотря на изобилие декоративных элементов и внушительные габариты, строение производит впечатление невесомого, стремящегося вверх.
Сочетание барочных и готичных форм в архитектуре делают храм таким необычным и привлекательным.
Постройка демонстрирует появление новых романтических веяний в русской архитектуре периода перехода, выходящих за рамки привычного понятия «русская готика». Ее овальная форма, дополненная двумя зеркально расположенными башнями с остроконечными шпилями и характерными стрельчатыми арочными проемами, органично соединяет черты древнерусского зодчества с классическими элементами стиля.
Белокаменная церковь, исполненная в стилистике русской готики (или псевдоготики), выделяется абсолютной уникальностью среди культовых сооружений Московской области, а возможно, и всей России в целом, не имея равнозначных аналогов в отечественной храмовой архитектуре.
Сохранились и усадебный дом, окруженный большим парком, и беседка-ротонда. В самой старинной усадьбе обосновался санаторий.
В настоящее время в храме ведется духовно-просветительская деятельность, здесь проводятся богослужения, в выходные и праздничные дни.
Есть паломнические туры к храму.
Открыты мастерские, семейный клуб, воскресная школа.
Храму принадлежат такие святыни, как икона Владимирской Божией матери 18 века, признанная чудотворной. Икона Рождества Христова 18 века. Икона Быковских новомученников (к которым причислили пострадавших за веру священнослужителей данных храмов, расстрелянных в 1937 году).
Известно, что нижнюю холодную церковь украшал уникальный каменный иконостас, искусно обработанный под мраморный орнамент. Царские врата, выполненные из дерева, были украшены тонкой резной отделкой. Рядом располагалась Казанская икона Пресвятой Богородицы, в старинном серебряном окладе. Впоследствии в алтарной зоне появились дополнительные образы — Владимирская икона Божьей Матери и лик Николая Чудотворца, преподнесённые царём Николаем I. Интерьер храма начали расписывать в 1912 году стараниями местных прихожан, однако завершить начатые работы до революционных событий не удалось. Современная роспись представляет собой сочетание сохранившихся фрагментов прежних изображений и свежих композиций, созданных недавно.
На нашем сайте вы можете заказать изготовление иконостасов в любом стиле. Выполним работы быстро и качественно. Разработаем индивидуальный проект.